Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию

Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию  далее »
21.02.2020
16:45:24
Власти Эстонии отказывают россиянам в выдаче шенгенских виз далее »
14:34:52
Константин Затулин поздравляет с Днем защитника Отечества далее »
13:52:00
Суд в Москве приговорил экс-министра обороны Украины к 6 годам колонии далее »
20.02.2020
18:25:17
Полиция на Украине задержала протестующих против эвакуации граждан страны из КНР далее »
17:34:21
Белоруссия повысила тариф на транзит российской нефти далее »
17:14:27
Политологи обсудили русофобию далее »
19.02.2020
13:21:00
Песков прокомментировал отставку Суркова далее »
12:40:50
Русские в России и соотечественники за рубежом: о праве быть в Конституции и законах – анонс пресс-конференции Константина Затулина далее »
18.02.2020
17:03:34
Зарубежные соотечественники поддержали предложения Константина Затулина в новый текст Конституции далее »
13:31:34
Киев обвинил Россию в атаке на свои позиции в Донбассе далее »

Сирийский Идлиб: итоги переговоров России и Турции далее »

Эксперты о шестой годовщине Майдана далее »

Карантин на Diamond Princess снят. 60 минут. Эфир от 19.02.2020 далее »

Россия и США должны вывести друг друга из статуса противника далее »

От частных вопросов до общественно значимых далее »

В районе крушения MH17 отсутствовали комплексы "Бук" далее »

Обстрелы в Донбассе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 18.02.2020 далее »

Проблема / Армяно-турецкие взаимоотношения

Армения обсуждает армяно-турецкие договоренности

Перед подписанием в Цюрихе 10 октября с.г. армяно-турецких протоколов об установлении дипломатических отношений и развитии двустороннего сотрудничества, а также в последующие недели в Армении шло широкое обсуждение этих документов, как и возможных последствий их реализации. Ниже приводятся выдержки из заявлений, обзор выступлений официальных лиц, политических деятелей и партийных руководителей, политологов и экспертов Армении, позволяющие составить представление о ходе дискуссии, о том, что беспокоит ныне армянскую общественность и на что она возлагает надежды.

Президент Армении

Накануне подписания армяно-турецких протоколов президент Армении Серж Саргсян выступил с обращением к народу. Как он отметил, армянская сторона пытается ныне направить в естественное русло отношения со страной, в которой в годы существования Османской Империи на государственном уровне была осуществлена политика изгнания и уничтожения армянского народа.

«Нет альтернативы установлению отношений с Турцией без предусловий». Опасения отдельных лиц и политических сил рождены различными трактовками нескольких положений подписываемых протоколов и историческим недоверием к Турции. «Реалистично оценивая эти обстоятельства, будучи уверен в необходимости и правильности предпринятых шагов, утверждаю:

1. любые отношения с Турцией не могут поставить под сомнение факт Геноцида и изгнания армянского народа. Это известный факт и он должен быть признан и осужден со стороны всего передового человечества. Соответствующая подкомиссия межправительственной комиссии не является комиссией историков.

2. вопрос границ между Арменией и Турцией подлежит решению согласно международному праву. Протоколы не предполагают большего.

3. эти отношения никоим образом не касаются и не могут касаться урегулирования нагорно-карабахского конфликта, являющегося независимым и самостоятельным процессом. Армения не рассматривает закрепленный в протоколах вопрос территориальной целостности и нерушимости границ как упоминание, имеющее какое бы то ни было отношение к карабахскому конфликту.

4. затягивание со стороны Турции процесса ратификации парафированных армяно-турецких протоколов или предложение новых условий ратификации будет удостоено соответствующего отношения армянской стороны. Этими протоколами Армения не берет на себя односторонние обязанности. Армения подписывает эти протоколы с целью создать соответствующие основы для установления естественных отношений. Если Турция в разумные сроки не ратифицирует протоколы, и после этого в установленные сроки не выполнит все их положения или в дальнейшем нарушит их, то Армения незамедлительно предпримет шаги, соответствующие и равноценные международному праву».

12 октября президент Армении С.Саргсян высказался в том плане, что армянское общество знакомится с заявлениями турецкой стороны через азербайджанские сайты, авторы которых пытаются исказить заявления турецких официальных лиц. Комментируя высказывания турецкого премьера о том, что Турция не откроет границу с Арменией до урегулирования карабахского конфликта, Саргсян сказал, что «эти заявления были, и они в первую очередь обращены к азербайджанской аудитории». По его оценке, «мяч находится на турецкой стороне, и у нас есть достаточно терпения для ожидания дальнейшего развития событий». Если Турция ратифицирует протоколы, стороны продолжат процесс. Если нет, то РА не будет колебаться, и сделает то, о чем заявила.

С. Саргсян выразил благодарность администрации США и, в частности госсекретарю Х. Клинтон, за последовательное содействие в процессе урегулирования армяно-турецких отношений. По его убеждению, без решительного содействия США невозможно было бы реализовать продуктивные шаги.

Премьер-министр Армении

13 октября на конференции «Безопасность на Южном Кавказе: реализация интересов народов региона» премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что армяно-турецкая дипломатия не увязана с карабахской проблемой и вопросом Геноцида. Армения также не увязывает вопрос Карабаха с улучшением отношений с Турцией. Говоря о внешней политике Армении, он отметил, что её внешняя политика имеет одну особенность – она открытая для всех, как для Азербайджана, Турции, России, так и для США и Грузии. Армения не может одно говорить в РФ, другое - в Иране, третье – в Турции, четвертое – в США. «Мы всем говорим одно и тоже. Мы всем говорим правду. И в этом наша сила». Армения ни с кем не хитрит на тему того, что с РФ у нее стратегические партнерские отношения, «и американцы прекрасно это знают». Армения заинтересована в неприменении санкций против Ирана, поскольку их производной будут санкции против Армении.

29 октября премьер-министр Тигран Саркисян заявил, что согласно исследованию правительства Армении, большинство армянской диаспоры выступает за нормализацию отношений с Турцией: «Наши исследования показывают, что только малая политизированная часть диаспоры выступает против, поскольку их представления не совпадают с представлениями Республики Армения о процессе урегулирования армяно-турецких отношений».

МИД Армении

15 октября глава МИД Э. Налбандян заявил, что армяно-турецкие протоколы дадут возможность заложить основы для развития отношений между двумя странами. По его словам, об этом велась беседа между президентами Армении и Турции после футбольного матча в г. Бурса (Турция) сборных двух стран.

Согласно заверению замминистра ИД РА Ш. Кочаряна, армянская сторона решительно настроена по проблемам Нагорного Карабаха и Геноцида. Комментируя задержку во время церемонии подписания протоколов, он выразил мнение, что турецкая сторона рассчитывала на то, что в последний момент армяне уступят, но этого не произошло. А вместо этого, международный эфир был завален упоминаниями о Геноциде. «Они не выиграли, а наоборот». По его словам, те положения, которые Турция не смогла включить в протоколы, она попыталась озвучить в своей устной речи. Тем самым Турция попыталась нарушить предварительные договоренности, прямо или косвенно связать нормализацию армяно-турецких отношений с карабахской проблемой и подвергнуть сомнению факт Геноцида армян. Однако в результате протеста армянской делегации и усилий стран-посредников Турции не удалось озвучить свое заявление.

Он считает, что протоколы должны быть ратифицированы парламентами в разумные сроки, хотя протоколы не предусматривают сроков ратификации.

Республиканская Партия Армении

Согласно заявлению ряда представителей Республиканской партии Армения не ратифицирует протоколы раньше Турции. Ратификация затянется до весны. По их мнению, разблокирование границы выгодно, прежде всего, с экономической точки зрения. Представители партии настаивают, что если в протоколах нет упоминания о карабахском конфликте, то не нужно пытаться искать его между строками. Вопреки заявлениям премьер-министра и главы МИД Турции, процессы налаживания армяно-турецкого диалога и урегулирования нагорно-карабахской проблемы не могут быть увязаны, что и закреплено в подписанных протоколах.

26 октября на встрече с журналистами депутат от этой партии Г. Минасян напомнил, что все правительственные ведомства, которых так или иначе касается открытие границы с Турцией, разрабатывают сценарии развития событий. Большинство из них пока не подлежат огласке и должны вступить в силу параллельно с открытием границы. Вопрос же Геноцида не может ставиться под вопрос. По словам депутата, существует объективная обеспокоенность в армянских кругах по поводу протоколов, однако за рамками этих документов нет никакой иной договоренности, которая могла бы стать угрозой для Армении.

Процветающая Армения

26 октября лидер партии Процветающая Армения Г. Царукян заявил, что его партия выступит против урегулирования армяно-турецких отношений в случае выдвижения предусловий с турецкой стороны, в частности связанных с Геноцидом или карабахским вопросом. Однако на сегодняшний день переговоры по урегулированию отношений с Турцией ведутся без предусловий. Г. Царукян призвал общественность не верить заявлениям турецкой стороны и полагаться исключительно на заявления собственных руководителей. Согласно ему, “мы не можем отдать Карабах. Если же в переговорах что-либо изменится, то мы выступим против урегулирования армяно-турецких отношений”.

Армянская Революционная Федерация

Представители АРФ выступают с резкими заявлениями против ратификации армяно-турецких протоколов. АРФ распространила заявление, где отмечается, что цель Турции - «ослабить Армению и армянство и навязать новые уступки». АРФ заявляет, что в протоколах и в процессе нормализации армяно-турецких отношений со стороны Турции выдвигаются три основных предусловия. Стало ясно также, что защитники политического курса президента Армении также разделяют эти беспокойства, которые нашли место в обращении президента от 10 октября, а именно: любые отношения с Турцией не могут поставить под сомнение факт Геноцида армян 1915 г. и лишить армян родины; между Арменией и Турцией существует вопрос о границах; подписанные протоколы никоим образом не могут касаться вопроса урегулирования карабахского конфликта. В АРФ уверены, что если бы подобные позиции президента Армении проявились раньше, то обсуждение с самого начала могло бы быть направлено в правильное русло и такие протоколы не пришлось бы подписывать.

По оценке партии, «присутствие глав внешнеполитических ведомств США, РФ, Франции, ЕС и Швейцарии, усилия с тем, чтобы любой ценой добиться подписания протоколов, выглядели фактически как требование, причём особенно в отношении Армении». Армения не должна была подвергаться такому давлению.

Как заявил депутат В. Ованнисян, АРФ не остановится и перед сменой власти для того, чтобы не допустить ратификации армяно-турецких протоколов. «Но смена власти для нас не самоцель, а средство провалить ратификацию протоколов». Он добавил, что если вокруг этой цели с ними пожелают сотрудничать какие-либо силы, АРФ не против. «Но мы никогда не сотрудничали и не будем сотрудничать с АНК в рамках их программы».

Депутат убежден, что подписание протоколов существенно усложнит процесс международного признания Геноцида армян. Это не приблизило к открытию армяно-турецких границ, поскольку непосредственно после подписания протоколов премьер, вице-премьер и глава МИД Турции неоднократно в разных контекстах заявляли, что граница не будет открыта, пока нагорно-карабахский конфликт не будет урегулирован.

Партия «Наследие»

По словам С. Сафаряна, партия «Наследие» вместе с АРФ предпринимают все усилия для предотвращения ратификации протоколов. Он считает, что Турция не имеет проблем с содержанием протоколов, поскольку в них отсутствует какой-либо пункт, угрожающий ее национальным интересам, в то время как оба протокола содержат положения, угрожающие национальным интересам Армении. По его оценке, "футбольная политика" С. Саргсяна основана на уступках. "С. Саргсян даже нарушил свое обещание не ехать в Турцию, если граница не будет открыта. Если он не обращает внимания и на заявления турецкой стороны, что граница будет открыта только тогда, когда нагорно-карабахский вопрос будет решен в пользу Азербайджана, то у Сержа Саргсяна есть серьезные проблемы, как с собственным народом, так и с Диаспорой". С. Сафарян считает, что самым эффективным методом выхода из создавшейся ситуации является отставка С. Саргсяна, которую должны потребовать, как минимум, три партии: "Наследие", АРФ и АНК.

Партия Рамкавар-Азатакан Армении

ПРАА призывает НС РА не ратифицировать армяно-турецкие протоколы, и требует у исполнительной власти подготовить новый договор, основными положениями которого должны быть лишь налаживание дипломатических отношений и открытие границ.

Армянский Национальный Конгресс

Как заявляют представители партии, Турция до ратификации армяно-турецких протоколов, самим фактом их подписания, добилась снятия с международной повестки, в частности США, вопроса признания Геноцида армян. «Турция получила то, что хотела, даже без ратификации протоколов, тогда как граница будет открыта лишь после ратификации». По его оценке, это сделка, в которой международное признание Геноцида принесено в жертву открытию границ. Турция все равно не откроет армяно-турецкую границу, пока армянская сторона не выведет свои войска из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха. В результате Армения или останется ни с чем, или вынуждена будет пойти на уступки в карабахском вопросе.

Демократическая партия

Лидер Демократической партии Армении Арам Саргсян заявил 28 октября, что его партия против ратификации протоколов в том изложении, в котором они представлены в парламент. Процесса урегулирования армяно-турецких отношений не было при двух бывших президентах не потому, что они этого не желали, а потому, что это урегулирование лишь теперь стало частью политических интересов турецкой стороны.
Лидер демократов выступил с заявлением, в котором представлено требование приложить к протоколам некий меморандум. «Имея целью застраховать себя от перспективы неверной политики, требуем парламент принять меморандум, в котором будут перечислены нерешенные за годы истории вопросы и требования, которые являются результатом непризнания «геноцида» и остаются на повестке внешней политики Армении как бесспорные вопросы». Заявление ДПА направлено в парламент на обсуждение.

Федерация армян Европы

Глава Федерации армян Европы Х. Чобоян выступила против подписания протоколов. По её словам, Федерация поддерживает установление отношений между Арменией и Турцией, но выступает против протоколов, «так как они могут представлять угрозу для жизненно важных интересов Армении и армянского народа». Она отметила, что в своем обращении президент РА вынес за рамки протоколов вопросы Геноцида армян, признания границ между РА и ТР, а также конфликт в Нагорном Карабахе. «Высказанные президентом ограничения, которые поддерживаются армянами во всем мире, должны отражаться в официальных документах, сопровождающих протоколы. Парламент Армении, который может и должен юридически закрепить эти ограничения, вправе отказаться ратифицировать протоколы». Федерация не видит возможностей для нормализации отношений до политического признания Турцией Геноцида армян и вытекающего отсюда возмещения ущерба армянскому народу.

Оценки экспертов и политологов

В интервью газете «Аравот» (14.10) бывший министр иностранных дел Армении В. Осканян отметил, что протоколы не жизнеспособны. Они расшатывают, возможно, безвозвратно, позиции РА по трем основным вопросам национальной безопасности и национальной идентичности. Во-первых, протоколы будут препятствовать процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. «Связь между открытием армяно-турецкой границы и карабахским вопросом была очевидна изначально». Об этом свидетельствует как присутствие глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ на церемонии подписания протоколов, так и попытка турецкой стороны выступить с заявлением о взаимосвязанности процессов и напряженные усилия пресечь это заявление. Турецкий премьер также выступил с заявлением, содержащим однозначные условия. И сейчас, когда Турция при каждом удобном случае заявляет о «возвращении территорий» без определения статуса Нагорного Карабаха, любые компромиссы Армении, будут восприняты как уступки, сделанные под давлением, в обмен на открытие границы. Во-вторых, резко изменился характер дискуссии вокруг темы Геноцида армян. Сегодня «сомнения» Турции получили легитимность, а армяне будут втянуты в новый раунд отрицания, борясь с мощной машиной, которая продолжит по-своему излагать историю, закрепляя последствия геноцида. В-третьих, документ неосторожно и грубо затрагивает одну из самых болезненных проблем - вопрос границ и территориальных претензий. «Когда глава МИД Турции заявляет, что протоколы подтверждают положения Лозаннского договора, это означает, что на переговорном столе находятся также вопросы репарации и компенсации». Территориальный вопрос является также важнейшей составляющей карабахского конфликта. Если Турции удается всего через 100 лет узаконить контроль над захваченными силой территориями, почему армяне не могут выбрать тактику ожидания, которая может им дать возможность также узаконить контроль над территориями пояса безопасности вокруг НКР?

В целом, Армения без какой-либо причины и необходимости уступила свои исторические права, как в вопросе признания Геноцида армян, так и изгнания армян с исторической родины. «Власти Армении сказали одно, подписали другое». Если процесс не будет обнулен, последствия будут тяжелыми не только для действующих властей, но и для всего армянского народа.

29 октября В.Осканян заявил, что «после подписания протоколов все остальное – лишь технические вопросы, обсуждение которых само по себе бессмысленно. Для меня неприемлемо, непонятно и необъяснимо, как Республика Армения, которая, будучи полноправным субъектом международного права, обязана отстаивать свои интересы, не долго думая, подписывается под документом, который явно противоречит нашим национальным интересам». «Сложилась абсурдная ситуация: после столь явной капитуляции мы еще сидим и ждем всей нацией, что сделает Турция, откроет ли границу. Мяч действительно на половине поля Турции, но нам нечем гордиться. После такого количества уступок мяч должен был быть на нашей половине поля. Мы тратим всю свою энергию и потенциал на находящийся вне нашего контроля процесс, для выправления последствий которого в будущем понадобится Бог знает сколько сил и времени».

26 октября бывший министр обороны Армении В.Арутюнян в интервью корреспонденту Slon.ru высказался в том плане, что открытие границы с Турцией – это изменение геополитической ситуации. «Но мы все прекрасно понимаем, какую цель преследует Турция. У нее одна задача – быть лидером в регионе, а без нормализации с Арменией это у нее не получается. Поэтому из ее же интересов вытекает установление нормальных отношений с Арменией, что может в дальнейшем привести к усилению ее влияния, как в нашей стране, так и в регионе. Но опять-таки, здесь все зависит от того, насколько Армения будет вести правильную политику, и насколько она будет крепка в плане внутриполитической ситуации. Я не считаю, что будет снижение роли России, но опять-таки это будет зависеть от той политики, которую будет проводить сама Россия. Потому что на фоне турецко-российского сближения, совпадения у них определенных экономических и энергетических интересов, не только снижается, а наоборот повышается роль России. Повторяю, это зависит от той политики, которую будут проводить Армения и Россия с открытием армяно-турецкой границы».

Директор фонда «Нораванк» Г. Арутюнян считает, что Армения должна действовать в направлении усугубления противоречий между Арменией и Турцией, возникших после подписания протоколов,

Известный политолог Александр Искандарян на пресс-конференции 27 октября высказал то мнение, что открытие армяно-турецкой границы приведет к серьезному изменению ситуации в регионе. Некоторые предпосылки этих перемен уже есть, в частности, прошлогодний российско-грузинский конфликт, а открытие армяно-турецкой границы приведет к уменьшению роли Грузии, поскольку существенно сократится объем транзита в Армению по территории северного соседа. Помимо Грузии, заметно ослабеют позиции Азербайджана, поскольку он потеряет один из рычагов давления на Турцию, при этом, руководство АР очень хорошо осознает это обстоятельство. Аналитик считает, что многие региональные проекты могут оказаться в зоне серьезного риска, в частности проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки будет гораздо сложнее инициировать. Он подчеркнул также вероятность возникновения новых возможностей с Ираном - дорога Мегри-Бавра-Батуми. По оценке Искандаряна, армянское общество нервно относится к ситуации, сложившейся вокруг армяно-турецких протоколов, а политики пользуются этим. Он считает, что АРФ, например, реагирует так, как и положено реагировать именно ей. “Дашнакцутюн стоит в оппозиции по этому процессу”. А остальные системные и не системные силы выражают существующую в обществе обеспокоенность и боязнь того, что происходит. «Это – вещь довольно естественная. Мы имеем дело с нацией, пережившей геноцид, которая обладает соответствующим ментальным комплексом. Мы имеем дело с обществом, которое все время подозревает, что его хотят обмануть».

(По материалам ереванского филиала Института стран СНГ)

Другие материалы по теме

Геноцид армян: 102 года спустя

24 апреля армяне всего мира вспоминают жертв Геноцида, совершенного в отношении армянского народа в 1915 году. Многие государства на разных уровнях признали Геноцид армян, но Турция до сих пор отрицает этот факт.

Грузинские СМИ сообщают о вводе российских военных в приграничное село в Абхазии

Около 300 российских военнослужащих были введены в ночь на среду в село Тагилони приграничного с Грузией Гальского района Абхазии, утверждают грузинские информационные агентства.

Деятельность ОБСЕ на Южном Кавказе может быть поставлена под вопрос – МИД России

Деятельность ОБСЕ на Южном Кавказе может быть поставлена под вопрос в случае, если Грузия при поддержке западных стран продолжит отвергать предложения Москвы по формату присутствия Организации в регионе, заявляет замглавы МИД РФ Григорий Карасин.

Хорошо, что встретились

России не удалось сблизить позиции Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху. Пресс-служба Кремля сдержанно сообщила вечером в субботу о том, что переговоры президентов Армении и Азербайджана прошли в конструктивном ключе.

Владимир Евсеев: Армения для России имеет все большее значение

О деятельности РФ в рамках ШОС, а также ситуации на Южном Кавказе рассказывает Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции развития ШОС Института стран СНГ.

Вооруженные конфликты и очаги военно-политической напряженности

В ряду внешних источников угроз для национальных интересов и безопасности Российской Федерации сегодня, в частности, стоят региональные и межгосударственные вооруженные конфликты в зонах российских стратегических интересов.

Власти Южной Осетии отпустили проникших в республику наблюдателей ОБСЕ

Двое наблюдателей от ОБСЕ, задержанных за незаконное проникновение на территорию Южной Осетии, освобождены, сообщает во вторник официальный сайт властей республики.

Фуад Алиев: Проведение референдума после президентских выборов было неверным решением

Интервью председателя Либерально-демократической партии Азербайджана Фуада Алиева Институту стран СНГ.

Армения – Турция, Россия – Азербайджан, кто еще?

Активизировавшийся в последнее время диалог между Турцией и Арменией все-таки привел, на предварительном этапе, к достижению договоренностей относительно дальнейшего восстановления двусторонних отношений.

Российский политолог выразил озабоченность в связи с попытками раскачать политическую лодку в Армении со стороны некоторых политических сил

В Армении проигравший на президентских выборах кандидат не признает свое поражение, и если это устойчивая тенденция, учитывая опыт предыдущих выборов, то армянским политикам и политологам стоит задуматься над этим. Об этом заявил 4 марта директор Института стран СНГ Константин Затулин во время видеомоста Москва-Ереван.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ.