Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию

Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию  далее »
21.02.2020
16:45:24
Власти Эстонии отказывают россиянам в выдаче шенгенских виз далее »
14:34:52
Константин Затулин поздравляет с Днем защитника Отечества далее »
13:52:00
Суд в Москве приговорил экс-министра обороны Украины к 6 годам колонии далее »
20.02.2020
18:25:17
Полиция на Украине задержала протестующих против эвакуации граждан страны из КНР далее »
17:34:21
Белоруссия повысила тариф на транзит российской нефти далее »
17:14:27
Политологи обсудили русофобию далее »
19.02.2020
13:21:00
Песков прокомментировал отставку Суркова далее »
12:40:50
Русские в России и соотечественники за рубежом: о праве быть в Конституции и законах – анонс пресс-конференции Константина Затулина далее »
18.02.2020
17:03:34
Зарубежные соотечественники поддержали предложения Константина Затулина в новый текст Конституции далее »
13:31:34
Киев обвинил Россию в атаке на свои позиции в Донбассе далее »

Сирийский Идлиб: итоги переговоров России и Турции далее »

Эксперты о шестой годовщине Майдана далее »

Карантин на Diamond Princess снят. 60 минут. Эфир от 19.02.2020 далее »

Россия и США должны вывести друг друга из статуса противника далее »

От частных вопросов до общественно значимых далее »

В районе крушения MH17 отсутствовали комплексы "Бук" далее »

Обстрелы в Донбассе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 18.02.2020 далее »

Проблема / Армяно-турецкие взаимоотношения

Армяно-турецкие протоколы предварительно подписаны. Что ждёт впереди?

Феликс Иосифович Станевский


перейти на страницу автора

Эффект неожиданности очевиден, хотя вряд ли Еревану и Анкаре он был так уж нужен. После многочисленных заявлений турецких руководителей, исключавших открытие границы с Арменией до урегулирования карабахской проблемы, подписаны, пусть только предварительно, армяно-турецкие протоколы о развитии двусторонних отношений и об установлении дипотношений. Первым же пунктом первого же документа значится: стороны «договорились открыть общую границу в течение двух месяцев после вступления в силу данного Протокола». Это, что касается Турции, главная на сегодня задача армянской дипломатии. Общая картина, нарисованная совместными стараниями переговорщиков двух стран при посредническом содействии швейцарских дипломатов, выглядит столь внушительно, что вслед за публикацией протоколов немедленно возникла некоторая ажитация: поздравления по адресу Турции и Армении, комплименты , адресованные Швейцарии, воодушевлённые комментарии политиков, радостное удивление и эйфорические восклицания журналистов. Было чему радоваться и от чего восторгаться.

В самом деле, вот она – как её не именуй, та самая преизмечтанная дорожная карта: отводится полтора месяца на внутренние политические консультации, после чего протоколы должны быть подписаны и ратифицированы. Ещё два месяца – и открывается общая граница, а также создаётся рабочая группа, в которой, действуя на пару, министры иностранных дел и их команды определяют механизмы работы межправительственной комиссии и ее подкомиссий. Ещё месяц – эта самая комиссия созывается на министерском уровне. Следующий месяц – и вот уже заработали подкомиссии, можно сказать, по всем вообразимым направлениям двустороннего взаимодействия, среди которых – ещё неделю назад и мысль об этом трудно было допустить – «подкомиссия, занимающаяся исторической плоскостью – налаживание диалога, направленного на восстановление взаимного доверия».

Возможно ли всё это? Да, возможно. Сам факт совместной разработки такого рода документов определённо говорит о том, что и в Армении, и в Турции крепнет намерение наладить двусторонние отношения, каким бы неподъёмным ни казался груз прошлого. Верно комментируют порой: стороны не пошли бы навстречу друг другу, если б не нажим извне. Но это лишь один фактор. Есть и другие. Устремления Турции на Южном Кавказе, её надежды на более значимую роль в регионе во многом упираются в нерешённость проблем в отношениях с Арменией. Общекавказские проекты, которые Анкара рассчитывает продвигать, немыслимы без участия Еревана. Более того, характер армяно-турецких проблем таков — прежде всего вопрос о геноциде, — что неурегулированнность отношений с Арменией сказывается на престиже Турции, мешает ей в европейских делах, подставляет её под давление Соединённых Штатов. С другой стороны, тупик протяжённостью без малого в два десятилетия утомляет обе стороны, его так или иначе предстоит ломать, и желающие заняться этим неизбежно должны были появиться и появились как в Ереване, так и в Анкаре. Армению, более политической стороны вопроса волнует экономическая. Её сухопутные коммуникации по сути блокированы с трёх сторон, а единственный выход во внешний мир — через Иран — не особенно выгоден географически, и мало удобен политически в силу сложностей международного положения Ирана. Экономика Армении испытывает транспортные трудности, которых не знает, пожалуй, ни одна другая страна, и нынешний мировой хозяйственный кризис бьёт по армянам больнее, чем по многим другим. Характерно: документы, открывающие путь к урегулированию двусторонних проблем, разработаны, как это очевидно, под началом непосредственно армянского и столь же непосредственно турецкого руководства. Иначе говоря, за ними стоят правящие круги, правящие партии и коалиции — то есть силы, способные в обычной ситуации решить дело так, как оно сформулировано в согласованных и в предварительном порядке подписанных двусторонних протоколах.

Вся проблема, однако, в том, что ситуация необычна. И в Турции, и, пожалуй, особенно в Армении, темы отношений между двумя странами остро воспринимаются населением. Полтора месяца отведённые на внутренние политические консультации объясняются этим обстоятельством. Ни в Анкаре, ни в Ереване нет полной уверенности, что руководству удастся продавить ратификацию протоколов в парламенте. О том, что согласованный график выполнения протоколов может сорваться — и говорить нечего. Возникает целый ряд вопросов, связанных со значительными внутриполитическими издержками и рисками для правящих сил обеих стран. Президент Армении Серж Саргсян заявил, что постановка темы геноцида не является предусловием для принятия протоколов. В самом деле, эта тема прямо не названа в согласованных документах, а её обсуждение отнесено на более поздний срок в рамках межправительственных подкомиссий. Но приемлемо ли это для армянской общественности, до сих пор рассматривающей геноцид не просто как исторический факт, а скорее, как математическую аксиому, т.е. «Что тут вообще обсуждать-то!»? Сможет ли турецкая сторона убедить не только свою общественность, но и «братский», как он значится во всех официальных выступлениях, народ Азербайджана, что Анкара не продаёт его интересы, пожертвовав требованием карабахского урегулирования до открытия границы с Арменией?

Будут ли способны армянские руководители уверить своих сограждан, что, как вновь подтвердил С.Саргсян, независимость Карабаха «безальтернативна» в том числе и в рамках некоторого сближения с Турцией? А турецкие власти будут ли согласны на такой ход дел в дальнейших переговорах? И как им сохранить лицо, открыв границу, соглашаясь де-факто на безальтернативный Нагорный Карабах в нынешнем виде?

Иначе говоря, главные сражения впереди.

Другие материалы по теме

Армения - ключевое государство для России и Запада в регионе Южного Кавказа

На вопросы ARMENIA Today отвечает директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян

Карабахское измерение российско-турецкого кризиса

Российско-турецкое обострение после уничтожения 24 ноября 2015 г. турецким истребителем F-16 российского фронтового бомбардировщика Су-24, осуществляющего боевые задачи на северных границах Сирии, серьезно сказалось на динамике ближневосточного кризиса. Напряженность между Россией и Турцией может иметь далеко идущие последствия и для кавказского региона, где формируется новый политический контекст, с учетом сложных и комплексных взаимоотношений Армении и Азербайджана с Анкарой и Москвой.

Турция может не пройти кавказский тест

Премьер-министр Турции Реджет Тайип Эрдоган выступил с серьезным заявлением. Отвечая на вопросы главных редакторов ведущих турецких газет, он обвинил Армению в "несерьезном отношении к подписанным протоколам".

К. Затулин: «Баку серьезно обеспокоился армяно-турецкими отношениями»

Интервью первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директора Института стран СНГ Константина Затулина информагентству АрмИнфо.

Армения и Турция помирились на бумаге

В субботу в Цюрихе ближе к полуночи министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давутоглу в присутствии коллег из ряда государств подписали протоколы о нормализации отношений между двумя странами.

Эксперт: Политика приравнивания советского режима к преступлениям младотурок пагубна

Десятки стран, в числе которых Россия, осудили геноцид армян в Османской империи на государственном уровне. Недавно публичное осуждение сделал и Папа Римский Франциск. При этом он заявил, что в XX веке человечество пережило еще две "больших неслыханных трагедии" - нацизм и сталинизм.

Геноцид армян как величайшая трагедия

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г, под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Турция попала впросак

Чтобы не допустить срыва в процессе нормализации армяно-турецких отношений, Анкара намерена отправить дипломатов в США и Швейцарию, сообщил турецкий телеканал NTV, ссылаясь на дипломатические источники.

Конституционный суд Армении одобрил нормализацию отношений с Турцией

Конституционный суд Армении на заседании во вторник признал соответствующими конституции страны армяно-турецкие протоколы, подписанные осенью прошлого года в Цюрихе, передают армянские СМИ.

Олег Есаян: У России есть историческая ответственность за судьбу армян

Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Российской Федерации Олег Есаян ответил на вопросы «Материка» накануне годовщины трагедии армянского народа, начавшейся 24 апреля ровно 100 лет назад...
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ.