Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию

Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию  далее »
21.02.2020
16:45:24
Власти Эстонии отказывают россиянам в выдаче шенгенских виз далее »
14:34:52
Константин Затулин поздравляет с Днем защитника Отечества далее »
13:52:00
Суд в Москве приговорил экс-министра обороны Украины к 6 годам колонии далее »
20.02.2020
18:25:17
Полиция на Украине задержала протестующих против эвакуации граждан страны из КНР далее »
17:34:21
Белоруссия повысила тариф на транзит российской нефти далее »
17:14:27
Политологи обсудили русофобию далее »
19.02.2020
13:21:00
Песков прокомментировал отставку Суркова далее »
12:40:50
Русские в России и соотечественники за рубежом: о праве быть в Конституции и законах – анонс пресс-конференции Константина Затулина далее »
18.02.2020
17:03:34
Зарубежные соотечественники поддержали предложения Константина Затулина в новый текст Конституции далее »
13:31:34
Киев обвинил Россию в атаке на свои позиции в Донбассе далее »

Сирийский Идлиб: итоги переговоров России и Турции далее »

Эксперты о шестой годовщине Майдана далее »

Карантин на Diamond Princess снят. 60 минут. Эфир от 19.02.2020 далее »

Россия и США должны вывести друг друга из статуса противника далее »

От частных вопросов до общественно значимых далее »

В районе крушения MH17 отсутствовали комплексы "Бук" далее »

Обстрелы в Донбассе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 18.02.2020 далее »

Проблема / Дайджест: новости энергетики

Газовый рынок ЕАЭС: односторонние преференции для Минска маловероятны

Планируемое странами Евразийского союза формирование единого газового рынка, похоже, застопорилось. Российская сторона по-прежнему выступает за поэтапную либерализацию цен взаимопоставок и внутренних расценок на газ, в то время как белорусская – за стабильность по крайней мере «поставочных» цен в соответствии с российско-белорусским Союзным договором, предусматривающим цены для Белоруссии такими, как в Смоленской области. Казахстан, Армения и Киргизия пока «нейтральны» в этом споре. Видимо, в этих странах ждут: в пользу российской или белорусской позиции, образно говоря, качнётся маятник.

Глава ФАС Игорь Артемьев на днях заявил, что в вопросе подходов к формированию общего рынка газа и его ценовых механизмов «мы поддерживаем «Газпром». Но это должно быть обусловлено принятиями правил недискриминационного доступа; и в методике определения тарифов не должно быть эксклюзивного преимущества».

Впрочем, ряд крупных российских нефтегазовых компаний сетуют на выборочность позиции «Газпрома» относительно их доступа к магистральным газопроводам, хранилищам и к тарифам на перекачку негазпромовского голубого топлива. Те же компании, по имеющимся данным, настаивают на своем равноправном участии в переговорах по формированию единого газового рынка в рамках ЕАЭС. В связи с чем И.Артемьев без обиняков озвучил позицию правительства РФ: «Идите дальше работайте и разбирайтесь».

Не исключено, что белорусская сторона, используя указанные «внутрироссийские» разногласия, рассчитывает на поддержку своей позиции со стороны компаний, ведущих диалог с «Газпромом». Полагая, что с ними удастся договориться как минимум о менее высоких ценах на газ для Белоруссии в сравнении с газпромовскими.

Так или иначе, позиция ведущего газового холдинга России прежняя: до начала функционирования общего рынка газа ЕАЭС требуются процедуры, нацеленные на либерализацию цен на газ и на установление экономически обоснованных тарифов на его транспортировку. Тем более это необходимо в связи с расстояниями газоперекачки: скажем, ее средняя дальность в РФ минимум в 50 раз выше, чем в Белоруссии. Соответственно, в конечных ценах для Минска по крайней мере на российский газ данный фактор не может не учитываться. Поскольку голубое топливо направляется в Белоруссию зачастую из сверхотдаленных от неё Уральского региона, Западной Сибири, Республики Коми.

Апелляции же белорусской стороны к ценам в Смоленской области – в рамках газового рынка ЕАЭС – неприемлемы хотя бы потому, что это двухсторонняя (т.е. российско-белорусская) договоренность. Вдобавок между сопредельными друг с другом РФ и Казахстаном, Киргизией и Казахстаном, участвующими в ЕАЭС, не имеется договоренностей о взаимопоставках энергоносителей по ценам на них в приграничных областях.

Кроме того, в РБ сохраняется жесткое госрегулирование цен и тарифов на газ и большинство других энергопродуктов. А дальнейшее ужесточение этого регулирования, т.е. увеличение прямого и косвенного субсидирования энергоцен для внутренних потребителей (в случае либерализации газопоставочных цен между странами ЕАЭС), весьма проблематично для белорусского госбюджета. Поэтому, если «Газпром» настаивает на принципе максимальной равнодоходности поставок в внутри РФ и рамках ЕАЭС, то Минск фактически против этого принципа на газовом рынке Евразийского союза. Потому неудивительно и то, что он возражает также против смежных предложений «Газпрома», а именно: во-первых, тарифы на перекачку должны формироваться, исходя из обоснованных затрат с учетом нормы прибыли, обеспечивающей финансирование капитальных вложений; а во-вторых, для выхода газотранспортной инфраструктуры на самофинансирование тарифы/цены должны расти быстрее инфляции.

Между тем правительство РФ индексирует рост этих расценок на внутреннем рынке фактически на 7-11% ниже, чем предлагает «Газпром», и не первый год. Этот фактор тоже используется белорусской стороной, оспаривающей экономическую обоснованность того, что означенные расценки в регионе ЕАЭС должны расти быстрее инфляции. Тем более что белорусская инфляция, как известно, по-прежнему выше российской. Впрочем, инфляционная динамика различна в регионе ЕАЭС, поэтому представляется, что принятие концепции «Газпрома» относительно газовых расценок, опережающих инфляцию, наиболее реально в случае четко согласованной политики всех стран ЕАЭС по межгосударственному регулированию динамики инфляции.

Но опять-таки взаимодействие в этой сфере сдерживается максимально жестким госрегулированием цен и тарифов в Белоруссии – в сравнении с другими странами ЕАЭС. Особенно в сферах энергетики, транспортных услуг, ЖКХ и продовольственного сектора. Стало быть, вопросы ценообразования на газовом рынке Евразийского союза выходят за рамки сугубо газовой и газотранспортной проблематики.

Упомянутые и смежные спорные «точки» по единому рынку газа (и энергоносителей в целом) в регионе ЕАЭС подразумеваются в обзоре итогов внешней политики Белоруссии за прошлый год, подготовленном тамошним МИД. Отмечено, например, что страны Союза согласовали принципиальные, хотя и «единичные положения» по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. При этом «белорусской стороной предприняты интенсивные усилия по согласованию программы формирования» этих рынков, в том числе «общего рынка газа ЕАЭС. По состоянию на декабрь 2017 г. несогласованными остались единичные положения, носящие тем не менее принципиальный характер».

В этом же обзоре подтверждена, хотя и косвенно, позиция Минска относительно необходимости свободного многостороннего доступа товаров и услуг, включая и энергоносители, из стран ЕАЭС на их рынки. Причем эта позиция, согласно тому же обзору, не отвергнута другими странами-участницами: «У партнеров по Союзу нашел поддержку подход Белоруссии по устранению внутренних барьеров во взаимной торговле путем создания дорожных карт, которые будут формироваться на двухлетний период». В этой связи упоминается, что 25 октября 2017 г. на заседании Евразийского Межправительственного совета была утверждена дорожная карта по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы.

В контексте упомянутых разночтений прослеживается в том числе заинтересованность Белоруссии в поставках газа из Казахстана. Похоже, в Минске полагают, что казахстанская сторона в рамках ЕАЭС не поддержит «главенство» России по всем вопросам поставок и транзита голубого топлива в Белоруссию (и Армению). Тем более что Казахстан, во-первых, обеспечивает минимум треть газоснабжения другой участницы ЕАЭС – Киргизии. А во-вторых, обеспечивает беспрепятственный транзит российского газа в Киргизию. Последнее обстоятельство, как отмечает ряд белорусских экспертов и СМИ, - дескать, яркий пример того, как должна работать трубопроводная система в едином энергорынке ЕАЭС.

Скорее всего, именно эти факторы нашли отражение в заявлении первого замминистра энергетики Белоруссии Виктора Каранкевича в конце ноября 2017 г.: «Проект программы формирования общего газового рынка предусматривает возможность приобретения газа на различных площадках или посредством проведения различного рода торгов. Либо путем заключения долгосрочных контрактов непосредственно с производителями природного газа. В том числе с поставщиками как в России, так и в Казахстане».

Словом, как ни поворачивай, а российско-белорусские разногласия по экономическим принципам создания и функционирования общего рынка газа в ЕАЭС проистекают главным образом из различных систем государственного регулирования экономики. В том числе энергетического и транспортного секторов. В требованиях же Минска насчет «газоценовых» льгот для Белоруссии – куда больше политики. Там наверняка рассчитывают на свою геополитическая значимость (как и Союзного государства в целом) для России, тем более в современных условиях. Потому, дескать, Москва должна будет уступить даже и с экономическим ущербом для себя…

Алексей Балиев

Источник

Комментарии

31.08.2018 15:09:08 Комментарий от Ольга Красикова(Vegas2020)
Купить пенополистирол во Львове можно в интернет-магазине КУБ https://lviv.kub.in.ua/uteplyuvach/pinopolistyrol/
У нас качественный материал и очень доступные цены!

 

03.06.2019 17:04:16 Комментарий от Keldusy Keldusy(Keldusy)
Discount Generic Amoxicilina Internet Website Free Shipping  [url=http://genericcial.com]cialis vs viagra[/url] Ou Trouver Du Viagra Pas Cher  

 

13.06.2019 10:33:32 Комментарий от Keldusy Keldusy(Keldusy)
Generique Du Tadalis Sx Soft Compra Cialis Erezione  [url=http://bpdrug.com]priligy receta medica[/url] Compra Cialis In Anonimato  

 

Другие материалы по теме

Газовый капкан: заставь дурака на трубу молиться

Газовый капкан: заставь дурака на трубу молиться 

Запад перестает бороться за украинскую трубу

Запад перестает бороться за украинскую трубу 

Дайджест СМИ в сфере энергетики в Украине

Дайджест СМИ в сфере энергетики в Украине

Религиозные и социально-культурные факторы расширения Россией международного сотрудничества в нефтегазовой сфере обсудили на круглом столе в Институте стран СНГ

Дайджест СМИ в сфере энергетики в Крыму

Дайджест СМИ в сфере энергетики в Крыму  

К вопросу о сотрудничестве России с Ираном в нефтегазовой отрасли

Конец прошлого года и начало нынешнего ознаменовались весьма неприятными событиями для России – вспыхнули массовые беспорядки в Иране, который является партнером нашей страны в урегулировании «сирийского кризиса», а также в области нефтегазового сотрудничества. 

Зависимость Азербайджана от нефти и газа дошла до опасной отметки

Зависимость Азербайджана от нефти и газа дошла до опасной отметки 

Мнение: "Нафтогаз" и кабмин Украины "грызутся" по поводу российского газа

Кабмин Украины, утверждая финансовый план "Нафтогаза" на 2018 год, не рассматривал возможность закупки российского газа, заявил глава Минэнерго. Политолог Игорь Шишкин отметил, что таким заявлениям удивляться не приходится. 

Ислам и углеводороды

Выступление первого заместителя руководителя Института стран СНГ Владимира Егорова на круглом столе по теме «Религиозные и социально-культурные факторы расширения Россией международного сотрудничества в нефтегазовой сфере».  

Германия кинула Украину к ногам "Газпрома"

Германия кинула Украину к ногам "Газпрома" 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ.