Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию

Обсуждаем "Русские" поправки в Конституцию  далее »
21.02.2020
16:45:24
Власти Эстонии отказывают россиянам в выдаче шенгенских виз далее »
14:34:52
Константин Затулин поздравляет с Днем защитника Отечества далее »
13:52:00
Суд в Москве приговорил экс-министра обороны Украины к 6 годам колонии далее »
20.02.2020
18:25:17
Полиция на Украине задержала протестующих против эвакуации граждан страны из КНР далее »
17:34:21
Белоруссия повысила тариф на транзит российской нефти далее »
17:14:27
Политологи обсудили русофобию далее »
19.02.2020
13:21:00
Песков прокомментировал отставку Суркова далее »
12:40:50
Русские в России и соотечественники за рубежом: о праве быть в Конституции и законах – анонс пресс-конференции Константина Затулина далее »
18.02.2020
17:03:34
Зарубежные соотечественники поддержали предложения Константина Затулина в новый текст Конституции далее »
13:31:34
Киев обвинил Россию в атаке на свои позиции в Донбассе далее »

Сирийский Идлиб: итоги переговоров России и Турции далее »

Эксперты о шестой годовщине Майдана далее »

Карантин на Diamond Princess снят. 60 минут. Эфир от 19.02.2020 далее »

Россия и США должны вывести друг друга из статуса противника далее »

От частных вопросов до общественно значимых далее »

В районе крушения MH17 отсутствовали комплексы "Бук" далее »

Обстрелы в Донбассе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 18.02.2020 далее »

Проблема / Выборы президента Белоруссии

Президентские перевыборы в Белоруссии

Александр Владимирович Фадеев

Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ


перейти на страницу автора

19 декабря 2010 года в Белоруссии в четвертый раз пройдут всеобщие прямые выборы президента страны по мажоритарной системе. Ранее выборы проводились в 1994, 2001 и 2006 гг. Во всех предшествующих выборах победу одерживал Александр Лукашенко (в 1994 г. во втором туре), который выдвинул свою кандидатуру в четвертый раз. По данным Центризбиркома РБ на последних выборах свой голос за Лукашенко отдали 83% граждан республики. 14 декабря официально началось досрочное голосование, участие в котором по прогнозам примут порядка 25% избирателей.

Впервые в истории РБ желание стать кандидатами на пост главы государства высказали 19 человек. Впервые Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов зарегистрировала 17 инициативных групп кандидатов по сбору необходимого количества подписей в их поддержку (по избирательному законодательству – не менее 100 тыс.). Впервые 11 претендентов на статус кандидата в президенты сдали в ЦИК подписные листы. В первый раз за всю историю белорусских выборов Центризбирком РБ зарегистрировал и допустил до голосования сразу десять кандидатов.

В 1994 году, например, когда выборы были наиболее прозрачными и транспарентными, необходимое количество подписей в свою поддержку смогли собрать 7 инициативных групп, а кандидатами было зарегистрировано 6 человек. На прошлых выборах (19 марта 2006) ЦИК зарегистрировал вообще только четырёх кандидатов - Александра Лукашенко, Александра Козулина (БСДП «Грамада»), Александра Милинкевича (беспартийный, выдвигался от БНФ и партии «Зеленые») и Сергея Гайдукевича (ЛДП).

Белоруссия является по форме президентской республикой. Однако фактически вся полнота власти в РБ сегодня сосредоточена в руках президента Лукашенко. Полномочия и функции парламента – бикамерального Национального собрания РБ – реализуются в рамках, строго ограниченных президентом, имеющим право вето. К отличиям белорусского президенциализма следует отнести полное отсутствие контрэлиты, подавление любой активности оппозиционных структур, угрожающей власти первого лица государства, проведение выборов под жестким контролем и по сценарию президентской администрации. По форме правления Республика Беларусь может быть квалифицирована как суперпрезидентская республика, а политический режим – как авторитарный.

В этих условиях президентские выборы носят ярко выраженный постановочный характер, их результат предопределен. Соперники главы государства выступают в роли статистов, а подавляющая часть избирателей воспринимает выборы как необходимый ритуал. Вместе с тем, Александр Лукашенко придает выборам особое значение как важнейшему акту, который должен засвидетельствовать всенародную поддержку президента и легитимность его власти.

В Белоруссии президентские выборы - всеобщие и прямые, по мажоритарной системе - являются (наряду с республиканскими референдумами) единственной законодательно закрепленной формой реализации суверенитета народа. Система относительного большинства в РБ объективно ориентирована на проведение выборов (по сути перевыборов) главы государства в один тур, хотя формально возможность проведения второго тура предусмотрена. В 2001 и 2006 гг. Лукашенко (если исходить из официальных результатов) неизменно и уверенно побеждал на президентских выборах уже в первом туре.

Тем не менее, предопределенность итогов предстоящих президентских выборов, скорее всего, не скажется на снижении активности электората – не менее 90% избирателей, как показывают соцопросы, намерены прийти на участки для голосования. Об этом свидетельствуют и прошлые выборы-2006, когда в среднем по республике явка избирателей (по официальным данным) была чрезвычайно высока – 92,6% . Во всех регионах Белоруссии она превысила 90%, лишь по Минску явка составила 85,1%. Поэтому нет никаких сомнений в том, что призыв отдельных представителей белорусской оппозиции не принимать участия в голосовании в условиях «несправедливых выборов» широкими массами услышан не будет.

Еще меньше шансов на успех у идеи «аккумуляции энергии своих избирателей на площади», которую продвигали с лета т.г. лидер Белорусского народного фронта Алексей Янукевич и руководитель движения «Европейская Беларусь» Андрей Санников. По их мнению, надо готовить избирателей «к Площади» (оппозиционеры с 19.03.2006 пишут с большой буквы - «Площадь»), поскольку иного способа повлиять на результаты, которые будут сфальсифицированы властями, нет. Однако протестный потенциал у белорусского электората крайне слаб, о чем говорит тот факт, что оппозиции ранее удавалось выводить на площадь в день выборов только несколько тысяч своих сторонников. Никаких «оранжевых» революционных настроений в белорусском социуме не наблюдается. Вот почему сами авторы этой идеи, не снимая призывов к выходу на площадь, от предвыборной гонки не уклонились: Санников выдвинул себя в кандидаты на пост президента, а Янукевич не препятствовал своему заместителю по БНФ (Костусёву) участвовать в избирательной кампании и также заявить себя в качестве кандидата.

В Белоруссии имеют право голоса порядка 7 млн. 356 тыс. граждан. На президентских выборах в 2006 году к избирательным урнам пришло 6 млн. 630 тыс. Стоит специально отметить, что на нынешних выборах впервые в истории РБ 45 – 50% избирателей за месяц до дня голосования никак не могли определиться со своим выбором. Об определенных колебаниях электората косвенно свидетельствовало и значительное уменьшение (на 40%) количества подписей, собранных Александром Лукашенко в свою поддержку – 1 млн.113 тыс. против 1 млн. 903 тыс. в 2006 году.

Не исключено, что на часть электората подействовала жесткая критика политики и предвыборной кампании Лукашенко Дмитрием Медведевым, а также заявление российских парламентариев и обнародование журналистского расследования НТВ (документальный сериал «Крёстный батька»). С полным обращением российского президента от 03.10.2010 ознакомилось в интернете и через космос-ТВ более половины граждан республики, все белорусские телезрители видели фрагменты из видеоблога Дмитрия Медведева с критикой Лукашенко (их транслировало белорусское ТВ со своими комментариями). Фильм «Крёстный батька» (в основном с помощью интернета) посмотрело более 1/3 белорусских граждан.

Однако характерной особенностью белорусских избирателей является позднее определение своих предпочтений. Исходя из этой реалии, приближенные к президентской администрации социологи стали проводить и публиковать результаты своих опросов ближе к выборам, с тем, чтобы эффективнее повлиять на волеизъявление избирателей. Так, степень поддержки Александра Лукашенко, по данным этих «исследователей», от опроса к опросу неуклонно росла. Практика проведения избирательных кампаний показала, что такие цифры воспринимаются частью электората как определенные установки, влияющие на волеизъявление избирателей в пользу действующего президента.

Обращает на себя внимание изменение настроений у довольно большой группы избирателей, которые явно начинают утрачивать доверие к политике и шагам действующего главы государства, однако пока не видят альтернативной фигуры, достойной замены Лукашенко. Допущенные властями к регистрации кандидаты на высший пост государства, малоизвестные, в общем, широкой общественности и не статусные, изначально были не способны изменить такие умонастроения.

Лидеры оппозиционных партий, возможно не без подсказки властей, в ходе этой избирательной кампании уклонились от самовыдвижения в качестве кандидатов на пост главы государства, а ряд партийных структур, включая Партию объединенных левых «Справедливый мир», вообще не выдвинул своих соискателей кресла президента. Левица формально квалифицировала выборы как «несправедливые» и изначально сфальсифицированные властями, участие в которых бесперспективно. Представителей оппозиционных партий в списке кандидатов только двое – Ярослав Романчук (Объединенная гражданская партия, зам. председателя) и Григорий Костусёв (Партия БНФ, зам. председателя).

В целом оппозиционные партии Белоруссии, действуя в условиях авторитарного режима, не нацелены на реальную борьбу, на завоевание высших государственных позиций. С одной стороны такое поведение гарантирует им политическое выживание, а с другой - обеспечивает приемлемые условия для функционирования и финансовой подпитки, включая зарубежную. Складывается впечатление, что ряд партийных функционеров рассматривает предвыборную гонку просто в качестве удобного повода для привлечения внимания потенциальных грантодателей. Партийные структуры оппозиции, их функционеры не представлены в Национальном собрании, являются маргинальными. Несмотря на различие идеологических платформ, партии оппозиционного спектра объединяет то, что ни одна из них не является, строго говоря, либеральной. Партии малочисленны по составу, имеют рыхлую структуру, слабо отражают потребности белорусского социума, в том числе по выдвижению политических и экономических альтернатив, и широкой поддержкой электората не пользуются.

Оппозиционные партии впервые после кампаний 2001 и 2006 гг. не смогли выставить единого кандидата в президенты. Этому, безусловно, препятствовала президентская администрация, но в значительной степени это определялось значительным сокращением финансовой поддержки оппозиции со стороны Запада. На президентских выборах-2006 именно западные спонсоры оппозиции буквально вынудили ее лидеров согласиться с кандидатурой беспартийного Александра Милинкевича в качестве «единого». Повторить подобный ход на нынешних выборах было просто невозможно.

Оппозиционные партии и организации оказались перед выборами ослабленными, разобщенными, лишенными во многом скооридинированной поддержки со стороны Запада и некоторых лидеров стран СНГ. В 2006 году, напомним, белорусскую оппозицию официально на кишиневской встрече стран-членов ГУ(У)АМ поддержали президенты Грузии и Украины. Не слышно сегодня заявлений от США в духе пресловутого заявления госсекретаря Кондолизы Райс в Вильнюсе о необходимости слома «последней диктатуры в центре Европы». Наоборот, белорусскому лидеру вполне официально представители Евросоюза в рамках нынешних выборов предлагали сделку, открывающую дорогу к признанию легитимности его власти. Показательно, что Белоруссию в ноябре посетили вместе министры иностранных дел Германии и Польши, причем, Радослав Сикорский открыто пообещал Лукашенко выделение 3 млрд. евро в случае, если президентские выборы пройдут в соответствии с демократическими принципами. Европейские чиновники зачастили в Минск, но предпочитают договариваться не с функционерами партий оппозиционного спектра, а непосредственно с президентом Александром Лукашенко. Это полностью дезориентировало активистов от оппозиции и подавило их дух.

Что касается самого Александра Григорьевича, то стремительное нарастание критической массы в отношениях с Кремлем и позитивные сигналы со стороны Евросоюза и ОБСЕ побудили его к поиску внешне более демократичного варианта переизбрания, который мог бы устроить Запад. Лукашенко, прекрасно понимая, что ЕС стал сближаться с ним после пятидневной войны в Закавказье, перед выборами недвусмысленно напомнил Западу, что именно он принял решение не признавать Южную Осетию и Абхазию после известных событий августа 2008 года. Председатель комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания РБ Сергей Маскевич, например, подчеркнул, что признание или непризнание государств находится в исключительной компетенции президента, а белорусскому парламенту никто и никогда не поручал заниматься этим вопросом.

Кроме того, в окружении президента, как представляется, сложилось стойкое убеждение в том, что конкуренция между Россией и коллективным Западом за влияние на «занимающую важное геостратегическое положение в сердце Европы» Белоруссию нарастает. Появился соблазн использовать это обстоятельство в президентской кампании, постоянно играя на противоречии соперников с Запада и Востока. Главное - такая политика не оставляла шансов для выработки согласованного подхода Москвы и Брюсселя к оценке президентских выборов в Белоруссии.

Определенной удачей для президентской администрации в преддверии выборов стал последний визит президента Литвы Дали Грибаускайте в Минск, в ходе которого она публично заявила о поддержке Александра Лукашенко, о помощи Белоруссии со стороны Литвы в выстраивании тесных отношений РБ с Евросоюзом. 11 ноября Грибаускайте на закрытой встрече с послами стран ЕС, по данным Reuters, заявила, что Лукашенко - гарант экономической и политической стабильности, независимости Белоруссии, а победа его на выборах предпочтительна, поскольку «ограничила бы влияние России. Мы не хотели бы, чтобы наш сосед стал второй Россией».

В Минске, как представляется, полностью уверены в том, что группа наблюдателей от СНГ признает законность и прозрачность президентских выборов. Ожидается, что целый ряд стран, прежде всего КНР, также позитивно оценит ход и официальные итоги избирательной кампании. Что касается позиции России по этому вопросу, то после московской встречи Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым в начале декабря появилась гарантия признания выборов и со стороны Москвы.

Нет никаких сомнений, что действующий президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, используя административный ресурс, будет переизбран на очередной срок уже в первом туре. Центризбирком РБ, как можно прогнозировать, официально подтвердит уверенную победу кандидата Лукашенко с результатом порядка 81%. Данные каждого из его соперников по президентской гонке в итоге вряд ли превысят 2%.

Другие материалы по теме

Беспорядки в Минске готовились заранее, утверждает кандидат в президенты

Ряд кандидатов в президенты Белоруссии умышленно готовились к штурму правительственных зданий, заявил журналистам один из кандидатов на пост главы государства Виктор Терещенко, передают официальные белорусские СМИ.

Лукашенко победил на выборах, но «перегнул палку» с оппозицией – Янукович

Президент Украины Виктор Янукович не сомневается в том, что Александр Лукашенко одержал победу на выборах президента Белоруссии, состоявшихся 19 декабря прошлого года.

Два кандидата в президенты Белоруссии объединились против Лукашенко

Кандидаты в президенты Белоруссии Владимир Некляев (движение «Говори правду!») и Андрей Санников («Европейская Беларусь») договорись о координации действий в рамках избирательной кампании, передают белорусские СМИ.

Лукашенко и еще девять кандидатов продолжат борьбу за пост президента Белоруссии

Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов Белоруссии на заседании в четверг зарегистрировала действующего главу государства Александра Лукашенко кандидатом на пост президента республики.

Евросоюз в отношении Белоруссии ограничится лишь визовыми санкциями

Отношения между Белоруссией и Европейским союзом серьезным образом не нарушены, и партнерство между сторонами продолжается.

Провал «цветной» авантюры

Драматические события, случившиеся в Минске  после завершения голосования на президентских  выборах поздно вечером  19 декабря, вне зависимости от их интерпретации всколыхнули белорусское общество.

Десятки сотрудников правоохранительных органов госпитализированы после беспорядков в Минске

Сотрудники ОМОН и бойцы внутренних войск МВД Белоруссии пострадали в ходе столкновений с погромщиками в ночь на понедельник в Минске, передают во вторник российские СМИ.

Белорусская «магнатерия» и Россия

После выборов стало более чем очевидно, что в современной Республике Беларусь  выстроена государственная система авторитарного типа, так называемая «магнатерия».

Гражданское общество Белоруссии накануне президентских выборов

14 ноября в Минске под эгидой ОБСЕ прошла так называемая Национальная конференция гражданского общества, на которую собралось 250 представителей различных неправительственных организаций Белоруссии.

Белорусский вопрос: надо ли России играть на чужом поле?

Подобная «эмоциональная» реакция российского МИДа после длительной дипломатической паузы проясняет немногое. Однако очевидно, что российская сторона не ставит под сомнение победу Александра Лукашенко на президентских выборах.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ.