Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Церковный раскол на Украине

Церковный раскол на Украине  далее »
21.11.2018
11:42:20
МВД предложило сразу давать гражданство крымчанам, уехавшим до 2014 года далее »
20.11.2018
16:48:00
Пушилин официально вступил в должность Главы Донецкой Народной Республики далее »
16:12:33
Парламент Молдавии намерен отказаться от русского языка далее »
11:37:15
Митрополит УПЦ назвал Порошенко «современным гонителем церкви» далее »
11:35:39
ЕС грозит Москве «целевыми мерами» из-за ситуации в Азовском море далее »
11:24:45
На Украине оценили потери после запуска "Турецкого потока" далее »
19.11.2018
13:37:37
Рынки РФ могут быть закрыты для партнеров по ЕАЭС, которые не интегрируются в систему маркировки товаров далее »
13:31:58
США советуют Киеву перекрыть ДНР и ЛНР воду и электричество далее »
13:06:01
Адвокат Януковича сообщил подробности госпитализации экс-президента Украины далее »
12:29:40
В Казахстане задержан третий по счету вице-министр энергетики далее »

Украина: свобода и бедность. Право голоса от 20.11.2018 далее »

Газовая война. Время покажет. Выпуск от 19.11.2018 далее »

Украина. Пятилетка Майдана. Специальный репортаж от 19.11.2018 далее »

Хлопок. Знак качества далее »

Стратегическое партнерство Украины и США: все простив России. Вечер с Соловьевым от 18.11.2018 далее »

Шишкин: Хватит верить бредням, будто «Запад образумит Украину» далее »

Факельное шествие национализма. Новый день от 15.11.2018 далее »

Страна / Приднестровье

Приднестровье сегодня и вчера

26.01.2010 14:56:51

Геннадий Матвеевич Коненко

До 2016 года являлся Старшим научным сотрудником  отдела Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса.


перейти на страницу автора

Приднестровье расположено в зоне умеренно-континентального климата: мягкая короткая зима, ранняя весна, продолжительное жаркое лето и теплая затяжная осень. На севере республики расположена Каменская лесостепная равнина, образованная террасами реки Днестр и отрогами Подольской возвышенности. От района Дубоссар на юг тянется Нижнеднестровская равнина. Главной водной артерией региона является река Днестр. Из других небольших реки, протекающих по территории Приднестровья можно назвать – Каменку и Окну на севере края, Ягорлык – в центральной его части и Турунчук – на юге. Лесные массивы (грабово-дубовые леса) сохранились на севере региона, , в основном, в Каменском и Рыбницком районах, где леса занимают до 16% всей их площади. На юге преобладает степная растительность. Однако в долинах рек произрастают пойменные леса (ива, тополь, кое-где дуб). На юге также много плавневых лугов и травяных болот.

В Приднестровье довольно богатый животный мир. Водятся кабаны, косули, зайцы, лисицы, встречаются выдры и горностаи. Из птиц наиболее распространенными являются утки разных видов, серые куропатки и фазаны. Есть в крае и ихтиологические заповедники. В некоторых местах, в срединной части Днестра обитают даже осетровые рыбы.

Немного истории. В средние века Приднестровье являлось зоной смешанного расселения славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В Х1У-ХУ1 вв. территория находилась под контролем крымских татар, в XVII веке на нее распространилось господство Османской империи.

Договор 1711 года между Петром 1 и молдавским господарем Д.Кантемиром предусматривал, что, в случае успеха в войне против османов, граница России с Молдавией пройдет по Днестру.

В результате русско-турецкой войны 1787-92 гг. Приднестровье входит в состав России.

Как известно, междуречье Прута и Днестра, где была создана Бессарабская губерния, было включено в Российскую империю в 1812 году.

В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с "исторической родиной". Левобережье Днестра Румыния захватить не решилась, и оно осталось за Россией. 12 октября 1924 года на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.

После возвращения Румынией в конце июня 1940 года Бессарабии (и Северной Буковины) Советскому Союзу по требованию советского правительства, в августе того же года решением Верховного Совета СССР была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. В ее состав было включено и Левобережье Днестра - Приднестровье, которое до этого, как сказано выше, находилось в составе Украинской ССР. 8 из 14 районов бывшей Молдавской АССР, а также Хотинский, Измаильский и Белгород-Днестровский уезды Южной Бессарабии вошли в состав Украины.

С началом Второй мировой войны Румыния, выступившая на стороне фашистской Германии, вновь захватила Бессарабию и на этот раз и Приднестровье. В августе 1944 года Молдавская ССР была освобождена советскими войсками. Таким образом, Приднестровье за всю свою историю, начиная с 1792 года, со времени вхождения в состав Российской империи, находилось под иностранным правлением немногим более 3 лет.

Отделение Приднестровья от Молдовы. С ослаблением центральной власти в СССР в конце 80-х гг. прошлого теперь столетия, а также в силу проводимой ошибочной национальной политики, что сегодня уже достаточно очевидно, в бывших союзных республиках, в том числе и в Молдавии, наблюдается рост национализма, подогреваемого как местной политической элитой, увидевшей в этом сильный рычаг для своего восхождения к независимой от Москвы власти, так и извне.

Еще с весны 1989 г. на митингах, организованных Народным фронтом Молдовы (крайне правая националистическая организация того времени), начинают звучать призывы к депортации всех «пришельцев», в стране усиливаются антиславянские и антисемитские настроения. Тогдашним молдавским руководством принимается ряд законов и постановлений, которые фактически вели к созданию мононационального государства и присоединению его к Румынии. Молдавский язык провозглашается государственным языком и переводится на латино-румынский алфавит. Вся административная, промышленная, научная и др. документация и переписка с населением ведется отныне на молдавско-румынском языке на латинице, и это в условиях, когда одна треть населения им не владеет или владеет недостаточно.

Румынский триколор становится государственным флагом Молдавии. По утрам в Молдавии звучит румынский гимн.

С государственных и административных постов снимаются представители русской, русскоязычной диаспоры, а также других народностей, не принадлежащих к т. н. титульной нации. Больше того, на должности директоров промышленных предприятий, учебных заведений, научных центров, медицинских и других учреждений назначаются только молдаване. Это, естественно, вызывает протесты не титульного населения, особенно в Приднестровье, где большинство предприятий и учреждений возглавлялось русскими, украинцами, евреями, представителями других национальностей и, конечно, молдаванами.

Националисты подвергают моральному и физическому террору всех инакомыслящих. Молдавские власти на это фактически не реагируют. В знак протеста депутаты Верховного Совета (парламента) Молдавии от Приднестровья выходят из его состава и образуют Временный Верховный Совет, в который позднее вошли депутаты всех уровней от 9 приднестровских районов и городов.

Для защиты гражданских прав местного населения на приднестровской территории создаются Советы трудовых коллективов, которые приходят к выводу о необходимости объединения всех районов Приднестровья.

I съезд депутатов всех уровней Приднестровья, проходивший на Левобережье 2 июня 1990 года, признает целесообразным образование Приднестровской Автономной Советской Социалистической Республики в составе тогда еще Молдавской ССР. Съезд направляет в адрес центральных органов СССР телеграммы, в которых предлагалось провести в Молдавии референдум по вопросам языка, флага и другим вопросам, связанным с дискриминационными по отношению к русскоязычному населению решениями тогдашних молдавских властей. В своем ответе и руководству Молдавии, и Координационному совету по социально-экономическому развитию Приднестровья, созданному на упомянутом съезде, Москва рекомендует искать компромиссы с Народным фронтом Молдовы, что, естественно, в тех условиях было нереально и невозможно, хотя со стороны молдавских коммунистов такие попытки были сделаны.

В июне 1990 г. власти Кишинева объявили незаконными и не имеющими юридической силы т.н. пакт «Молотова-Риббентропа» и Акт Верховного Совета СССР о создании Молдавской ССР, что давало приднестровцам юридическое право ставить вопрос о восстановлении государственности Приднестровья.

2 сентября 1990 г. II чрезвычайный съезд приднестровских депутатов всех уровней в условиях раздававшихся угроз со стороны националистов и силового воздействия на Приднестровье принимает решение об образовании Приднестровской Молдавской ССР (позднее, а именно 5 ноября 1991 г. получила название Приднестровская Молдавская Республика). Съезд избирает президиум ВС ПМССР из 18 депутатов во главе с И.Смирновым. Столицей был объявлен г. Тирасполь.

В Кишиневе съезд объявляется неконституционным и его решения недействительными.

Проблема еще более обостряется после принятия 27 августа 1991 года кишиневским парламентом Декларации о независимости Республики Молдова. В ответ 6 сентября 1991 г. Верховный Совет Приднестровья принимает решение о переводе в свое подчинение всех государственных органов Левобережья.

1 декабря 1991 года проходит референдум о независимости Приднестровского региона от Молдавии, который подтвердил решение II съезда приднестровских депутатов от 2 сентября 1990 г.

Кишинев вновь все эти акции объявляет незаконными и вводит чрезвычайное положение и особое управление районом. Попытки тогдашних молдавских властей навести "порядок" в Приднестровье силовым давлением привели в марте 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем.

Развести стороны и прекратить военные действия удалось только благодаря энергичному дипломатическому вмешательству России, после чего 21 июля 1992 г. президенты России и Молдавии подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Несмотря на все усилия посредников (Россия, Украина, ОБСЕ) в деле молдавско-приднестровского урегулирования нормализовать отношения между Кишиневом и Тирасполем до сих пор не удается, как и воссоединить страну в границах, существовавших на январь 1990 года. Приднестровье развивается как самостоятельное государственное образование, получившее название Приднестровская Молдавская Республика и обладающее всеми атрибутами власти. У Приднестровья есть своя территория, население. У него есть флаг, герб и гимн. Первая Конституция Приднестровья была принята 1 сентября 1991 года. Ныне действующая Конституция ПМР была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года (дополнена Конституционным Законом от 30 июня 2000 г.).

В настоящее время в Приднестровье работает Согласительная конституционная комиссия, которая должна выработать окончательный текст проекта новой Конституции республики после того, как ее проект, представленный на рассмотрение Верховного совета ПМР президентом, 18 ноября 2009 года был отклонен.

В Приднестровье функционируют органы центральной и местной государственной власти: исполнительная во главе с президентом, законодательная власть, представленная Верховным Советом, и судебная система, возглавляемая Конституционным Судом.

Есть свои Вооруженные силы и органы правопорядка.

Приднестровье как самостоятельное государственное образование существует де-факто вот уже почти 20 лет, хотя и остается непризнанным со стороны международного сообщества.

В административном отношении Приднестровский регион состоит из Каменского, Рыбницкого, Слободзейского, Дубоссарского и Григориопольского административных районов и включает также как отдельные административные единицы города республиканского подчинения Тирасполь и Бендеры. Тирасполь является столицей Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Территория Приднестровья равняется 4 163 кв. км.

Население. На 1 января 2005 года в Приднестровье(перепись населения была проведена осенью 2004 г.) проживало более 555,5 тыс. человек. Для сравнения: согласно переписи 1989 г., здесь было 679 тысяч жителей. По подсчетам Минэкономики ПМР, на 1 октября 2009 года численность населения республики сократилась до 523,7 тысяч человек.

За последние пятнадцать лет национальный состав населения Приднестровья изменился незначительно. По данным переписи 2004 г., в республике наиболее высока доля молдаван 177,2 тыс. человек (31,9%), русских 168,3 тыс. (30,3%) и украинцев почти 160 тыс. (28,8%); на последующих местах идут белорусы, болгары, гагаузы, немцы и евреи.

По состоянию на 1 января 1993 года этнический состав населения Приднестровья в современных границах был следующим: из 712.500 жителей – 243 тыс. молдаван (34,1%), 214,3 тыс. русских (30,1%) и 199,3 тыс. украинцев (28%).

Официальными языками ПМР являются русский, украинский и молдавский (на кириллице) языки.

Религиозные конфессии. В ПМР функционируют порядка десятка различных религиозных организаций. Здесь проживают православные, староверы, католики, иудеи. В последние годы начали появляться новые для Приднестровья религиозные организации – баптисты, адвентисты, «пятидесятники», представители «восточных» религий – кришнаиты, а также различного рода секты, наиболее активная из которых – «Свидетели Иеговы». Несмотря на это, крупнейшей религиозной конфессией остается Русская православная церковь. Свыше 97% населения считают себя православными христианами.

Политическая система. В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 24 декабря 1995 г., и изменениями, внесенными в нее на основании Конституционного закона от 30 июня 2000 г., статус Приднестровья определен как "суверенное, независимое, демократическое и правовое государство".

Главой государства является президент. Он избирается сроком на 5 лет, возглавляет одновременно исполнительную власть, формирует Кабинет Министров, осуществляет руководство и координацию деятельности всех структур государственной власти, представляет республику в международных отношениях, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Первые выборы президента страны прошли 1 декабря 1991 года, когда президентом ПМР был избран Игорь Смирнов, за которого проголосовало 65,4% избирателей, за его ближайшего конкурента (тогдашнего председателя парламента Григория Маракуцу – 31%).

До этого высшая официальная должность в Приднестровье носила название Председатель Республики, которую исполнял также И.Смирнов с 30 января 1990 г. по 22 октября 1991 г.

26 декабря 1996 года на очередных президентских выборах И.Смирнов вновь становится главой республики, получив 71,94% голосов и намного опередив своих ближайших соперников.

На выборах президента 9 декабря 2001 г. на эту должность снова избирается И.Смирнов.

Еще до президентских выборов 2001 г. по инициативе И.Смирнова в законодательный орган страны - Верховный Совет был внесен проект упомянутого выше Конституционного закона, который предусматривал дальнейшее усиление власти президента. ПМР из парламентско-президентской республики становится президентской.

10 декабря 2006 г. президентские выборы в Приднестровье опять закончились внушительной победой действующего главы государства И.Смирнова, который в четвертый раз был избран на высший государственный пост региона. Его поддержало 82,4% электората.

Верховный Совет нынеявляется однопалатным, состоящим из 43 депутатов. Первый законодательный орган республики – Временный Верховный Совет из 18 человек был сформирован 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья, его первым председателем стал И.Смирнов. Одной из основных задач парламента было выработать избирательное законодательство, подготовить и обеспечить проведение выборов в Верховный Совет ПМССР первого созыва.

Этот Верховный Совет создается после подведения итогов выборов депутатов на местах 25 ноября 1990 года. Он состоял из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей). Председателем ВС ПМССР вновь становится И.Смирнов. Но после его избрания в конце января 1991 года на пост Председателя Республики, главой законодательного органа Приднестровья стал Г.Маракуца.

Верховный Совет ПМР второго созыва был сформирован в результате выборов 24 декабря 1995 года. Он также состоял из двух палат – Палаты законодателей и Палаты представителей. Его председателем вновь избирается Г.Маракуца.

Следующие выборы Верховного Совета Приднестровья прошли 10 декабря 2000 года. Он стал однопалатным. Но главным, однако, было то, что ВС ПМР утратил функцию толкования Конституции и конституционных законов (это право перешло к Конституционному Суду) и лишился права участия в формировании органов исполнительной власти, что стало прерогативой президента.

Победу на выборах одержало общественное движение "Обновление", созданное незадолго при поддержке финансово-промышленной корпорации Приднестровья «Шериф» и не без участия президента И.Смирнова и его ближайшего окружения, которые в то время имели с руководством компании деловые отношения. В итоге «Обновление» получило в законодательном органе более 50% депутатских мандатов (22). Другой претендент на депутатские места в ВС ПМР - движение "Единство Приднестровья", образованное представителями российского среднего бизнеса и российской партии «Единство», столкнувшись с жестким противодействием со стороны президентской команды, не рискнуло стать официальным участником избирательной кампании и выступило в блоке с "Союзом промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья" (СПАП). В результате блоку досталось в парламенте 16 мест, хотя, по предварительным подсчетам, он имел все шансы получить в парламенте абсолютное большинство. Сыграло негативную роль и то, что часть «красных» директоров предпочла отмежеваться от «Единства Приднестровья», обвиненного властями «в предательстве национальных интересов», поскольку оно высказалось в пользу появившегося в то время плана урегулирования приднестровской проблемы, известного как «план Примакова», предусматривавшего предоставление Приднестровью автономного статуса, но в составе унитарной Молдовы.

Кроме представителей "Обновления", "Единства" и СПАП, в ВС ПМР были избраны 3 "независимых" и 2 кандидата от левой оппозиции.

Очередные выборы в Верховный Совет Приднестровья прошли 11 декабря 2005 г.

В выборах участвовали два основных общественно-политических объединения региона – «Обновление» и «Республика», и борьба за депутатские мандаты развернулась главным образом между ними.

«Обновленцы», в принципе, не являясь противниками президентства И.Смирнова, тем не менее, еще до выборов стали все чаще говорить о необходимости ограничить полномочия главы государства и усилить роль парламента. Прежде всего, речь шла о том, чтобы сделать правительство подотчетным законодательному органу, а не президенту, как это имеет место до настоящего времени, и второе - вывести прокуратуру из-под подчинения исполнительной власти и вернуть ее в систему третьей власти – судебной. Это, по сути, и было главной целью участия «Обновления» в парламентских выборах 2005 года, когда, получив более внушительное большинство в Верховном Совете, можно было бы попытаться эту задачу реализовать.

Чтобы иметь в будущем парламенте противовес таким планам, в окружении президента возник проект создания общественно-политического объединения «Республика», которое и было учреждено в декабре 2004 года.

По началу мыслилось создать политическую партию именно с прицелом на парламентские выборы 2005 года, но эта идея не нашла понимания у И.Смирнова. Поэтому, подойдя к выборам, «Республика», так и не получив достаточной поддержки со стороны президентской администрации, в ходе предвыборной кампании сразу же стала проигрывать своим основным оппонентам из «Обновления».

В итоге, из 43 депутатских мест Верховного Совета ПМР четвертого созыва «Республика» получила 13, а «Обновление» - 23. Если учесть, что к «Обновлению» примкнули некоторые «независимые», то число мандатов у него достигло 27.

Председателем ВС ПМР с подачи Г.Маракуцы, который взял «самоотвод», был избран Евгений Шевчук.

Новая расстановка сил в новом парламенте, когда влияние движения «Обновление», ставшего вскоре политической партией Приднестровья, стало преобладающим, позволила уже в конкретной форме ставить вопрос об изменениях в Конституции республики.

Усилившиеся разногласия в парламенте между сторонниками президента и депутатами- «обновленцами» фактически спровоцировали в Приднестровье политический кризис. Представленные группой парламентариев от «Обновления» предложения по изменению целого ряда положений ныне действующей Конституции вызвали резкое неприятие их со стороны исполнительной власти, которая, в свою очередь, разработала собственный проект нового Основного Закона ПМР и выразила готовность вынести его на всенародное обсуждение, вне зависимости от отношения к нему Верховного Совета.

Однако с учетом сложившейся тяжелой экономической ситуации в Приднестровье, а также в связи с приходом к власти в Молдове коалиции правых либеральных партий, ужесточивших свою позицию по вопросам молдавско-приднестровского урегулирования, исполнительная и законодательная ветви в Тирасполе в этой обстановке нашли компромисс, создав согласительную комиссию по выработке окончательного проекта Конституции или части ее.

В настоящее время председателем Верховного Совета является Анатолий Каминский, который был избран на этот пост 22 июля 2009 года после добровольной отставки прежнего спикера Е.Шевчука.

Следующие выборы в Верховный Совет ПМР должны состояться в декабре 2010 года.

Политические партии и ведущие общественные организации. В настоящее время в ПМР действуют 10 политических партий политических партий: Республиканская партия «Обновление», Патриотическая партия Приднестровья, Приднестровская республиканская партия, Приднестровская коммунистическая партия, партия «Народная воля», Коммунистическая партия Приднестровья, Социал-демократическая партия Приднестровья, Либерально-демократическая партия Приднестровья, партия «Справедливая Республика», Народно-демократическая партия «Прорыв».

Общественное движение «Обновление» было создано 24 августа 2000 года, которое 2 июня 2006 года на учредительном съезде преобразуется в Республиканскую партию «Обновление» (РПО). На съезде был утвержден Устав партии, принята ее Программа – «Манифест партии «Обновление», избраны Центральный Совет и Центральная контрольно-ревизионная комиссия, Председателем партии избирается Е.Шевчук, бывший к этому времени председателем Верховного Совета ПМР.

23 июня 2006 года партия получила свидетельство о государственной регистрации.

Главной целью развития Приднестровья «Обновление» объявило достижение и обеспечение достойной жизни граждан, функционирование эффективной экономики и создание сильного государства.

Для этого необходимо построить социальное государство, которое обеспечивало бы реформы, направленные на достижение высокого уровня и качества жизни; сформировать рыночную систему с высокой степенью саморегулирования, сочетаемого с эффективным механизмом государственного управления, обеспечивающей устойчивый экономический рост и повышение благосостояния каждого конкретного человека, построить сильное государство, чтобы не допустить повторения попытки прервать исторические традиции приднестровского народа, защитить его культуру, права и свободы.

Лидеры партии считают, что «Обновление» - это центристская партия, которая выступает за создание общества равных возможностей, она против преобразований путем революций и против «социального популизма».

Сегодня в «Обновлении» более 3 тыс. членов, в республике насчитывается 63 первичных организаций.

Партия стремится наладить международное сотрудничество с иностранными партиями. В декабре 2007 года были установлены межпартийные связи с партией «Единая Россия», когда стороны подписали Соглашение о сотрудничестве. «Обновление» имеет контакты с некоторыми политическими партиями Украины, а также с Христианско-демократическим союзом Германии.

Патриотическая партия Приднестровья (ППП). Учредительный съезд Патриотической партии Приднестровья состоялся 4 августа 2006 года. В партии состоит 1500 членов. Председателем партии был избран Олег Смирнов (сын президента). Руководителем Исполкома партии с сентября 2008 г. является И.Иваненко, исполнявший до этого (с ноября 2007 г.) обязанности сопредседателя ППП. Весомым авторитетом в партии пользуется супруга председателя Марина Смирнова, президент Благотворительного фонда «Планета детей».

Патриотическая партия Приднестровья считает, что в Приднестровье должно быть построено социальное государство. Основными принципами такого государства должны стать: социальная справедливость, свобода и патриотизм.

26 апреля 2007 года на III съезде ППП была принята Программа партии. Основными задачами в ней определены: а) создание сильного государства; б) развитие гражданского общества; в) создание справедливого общества; г) создание динамичной экономики; д) создание безопасной страны, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; е) разработка и проведение внешнеполитического курса, защищающего интересы страны, основанного на реализме, открытости, где приоритетами являются продолжение курса на сближение с Россией, поддержка политики, направленной на признание Приднестровской Молдавской Республики, развитие выгодных для Приднестровья экономических международных отношений, укрепление международных общественных и гуманитарных связей.

По инициативе ППП 8 февраля 2009 года в Приднестровье был создан Социал-патриотический блок в составе Патриотической и Республиканской партий, в который позднее вошли семь общественных организаций ПМР.

Патриотическая партия установила связи с российской партией - «Справедливая Россия».

Приднестровская республиканская партия (ПРП) создана на учредительном съезде 27 января 2007 года. Инициаторами создания новой партии стали движение «Республика», Союз защитников ПМР, Объединенный Совет трудовых коллективов (ОСТК), Совет ветеранов войны и труда, женское движение Приднестровья.

Председателем созданного на съезде руководящего органа партии - Политсовета ПРП стал известный общественный деятель Владимир Рыляков, один из основателей Приднестровья (в начале 90-х гг. он был видным лидером ОСТК).

Партия позиционирует себя как умеренно-консервативное центристское движение. Выступает за антимонопольную политику и усиление государственного регулирования в экономике, за реформирование избирательной системы и избирательного законодательства, где бы определялся принцип проведения выборов по партийным спискам (пропорциональной системе), а не мажоритарной (одномандатной), как это имеет место сегодня.

Во внешнем плане партия однозначно выступает за дальнейшее сближение и интеграцию Приднестровья с Россией, а также за юридическое международное признание ПМР как независимого государства.

На съезде была определена основная цель ПРП – «приход во власть, обеспечение представительства в исполнительных и законодательных органах республики».

Республиканская социал-патриотическая партия Приднестровья (РСПП). Как и сообщали ранее лидеры ППП и РПП 23 января 2010 года эти две приднестровские партии провели объединительный учредительный съезд и создали на нем новую партию, получившую название - Республиканская социал-патриотическая партия.По словам ее представителей, она будет левоцентристской силой. В основе программы РСПП два принципа – социальная справедливость и формирование патриотичного общества.

Республиканская и Патриотическая партии (ПРП и ППП) взаимодействовали сначала в рамках межпартийного консультативного совета, затем – в составе Социал-патриотического блока.

«Республиканцы» и «патриоты» объединились перед местными выборами, которые в Приднестровье намечены на 28 марта. В декабре 2010 года в ПМР также пройдут выборы в парламент республики – Верховный Совет.

Лидером РСПП стал председатель политсовета Республиканской партии В.Рыляков, а на пост председателя президиума политсовета новой партии был избран один из руководителей Патриотической партии И.Иваненко.

Народно-демократическая партия «Прорыв» (НДП)создана на базе Международной молодежной корпорации того же названия, появившейся в Приднестровье в июне 2005 года.

1 июня 2006 года в Тирасполе прошла конференция, на которой было принято решение о преобразовании корпорации в Народно-демократическую партию «Прорыв». Тогда же и состоялась учредительная конференция новой партии.

Некоторые журналисты и эксперты полагают, что к созданию ММК-НДП имеют отношение приднестровские власти и политтехнологи из России, и главной задачей нового движения в то время было - не допустить создания в Приднестровье условий для «цветного» переворота, в котором могла бы принять участие молодежь. Видимо, не случайно, основателем ММК-НДП стал недавний высокопоставленный сотрудник Министерства госбезопасности ПМР Дмитрий Соин. Хотя руководителем корпорации назначена была тогда еще студентка Алена Аршинова, а председателем НДП стал Александр Гореловский, соратник Д.Соина.

Надо сказать, что проект, предусматривающий активную работу с молодежью, удался. ММК сумело вовлечь молодых приднестровцев в многочисленные акции в поддержку Приднестровья.

По заявлению лидеров НЛП, партия выступает за установление в Приднестровье подлинной демократии, расширение политических прав и свобод граждан, введение пропорциональной избирательной системы, построение социально сбалансированной экономической государственной политики, поддержку малого бизнеса.

ММК-НДП поддерживает курс на интеграцию Приднестровья и России, на сохранение военно-стратегического, информационно-политического, экономического и российского присутствия в зоне молдавско-приднестровского конфликта.

Сегодня лидеры ММК-НДП намерены идти во власть и, надо полагать, примут участие в предстоящих в 2010 году в Приднестровье местных и парламентских выборах.

Социал-демократическая партия Приднестровья (СДПП). Партия создана 27 октября 2006 года (зарегистрирована 25 января 2007 года). Является преемницей Партии народовластия, запрещенной в судебном порядке в октябре 2002 года по обвинению в подрыве суверенитета ПМР. Формальным поводом послужили призывы лидеров партии к приднестровцам, имеющим молдавское гражданство, поддержать коммунистов Молдовы на парламентских выборах 2001 года. В 2003 году Конституционный суд Приднестровья оставил в силе решение Тираспольского суда по этому вопросу без изменений.

На учредительном съезде партии, состоявшемся в октябре 2006 года, были приняты программа, устав, избраны руководящие органы и контрольно-ревизионная комиссия.

В Программе партии записано, что «Основная цель создания партии - демократизация системы власти в Приднестровье, защита прав и свобод человека, восстановление принципа социальной справедливости, содействие справедливому урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в интересах народов обоих берегов Днестра».

Партия считает себя конструктивной оппозицией существующему в Приднестровье режиму в лице исполнительной власти.

Председателем СДПП был избран Александр .Радченко, бывший руководитель Партии народовластия и бывший депутат Верховного Совета ПМР. Его заместителем стал Николай Бучацкий, бывший председатель Тираспольского городского совета.

Численность социал-демократов Приднестровья не превышает 1 тыс. человек, однако количество их сторонников значительно больше, если судить по организованным партией в Тирасполе многолюдным митингам протеста.

Приднестровская коммунистическая партия (ПКП), которую можно отнести к непримиримой оппозиции в Приднестровье, была образована 20 апреля 2003 года

Председателем ЦК ПКП избран Олег Хоржан, бывший руководитель Комсомола Приднестровья. Его заместителем является Надежда Бондаренко, редактор газеты «Правда Приднестровья». На выборах президента ПМР в 2006 году она сумела опередить по результатам голосования все других претендентов на этот пост, кроме И.Смирнова, набрав около 9% голосов.

ПКП декларирует построение в Приднестровье общества, где будут господствовать идеи равенства, свободы и справедливости. Целью борьбы партии за власть является создание социально-справедливого государства для всех. ПКП выступает за возврат к планируемой экономике, ссылаясь на успехи в экономическом развитии Китая, руководимого коммунистами; за восстановление госконтроля над производством и потреблением, непризнание результатов приватизации. Партия выступает также за изменение избирательного законодательства ПМР, за проведение выборов по демократичной пропорциональной, а не мажоритарной системе.

Численный состав ПКП невелик, но популярность ее растет. В значительной степени партию может поддержать в будущем «протестный» электорат.

Коммунистическая партия Приднестровья (КПП-КПСС). Образовалась в результате раскола Коммунистической партии трудящихся Приднестровья (КПТП) в 1995 году. В партии сегодня менее 1 тыс. членов. Руководитель КПП Владимир Гаврильченко, сначала в должности первого секретаря ЦК КПП, затем председателя (с 24 ноября 2007 г.).

Выступает за развитие независимого и социально ориентированного государства, укрепление госсектора в экономике, эффективное регулирование цен и тарифов, против частной собственности на землю, против вхождения Приднестровья в состав Молдовы в любой форме.

Однако это только озвученные цели, каких-либо конкретных действий по воплощению их в жизнь партия практически не предпринимает. У нее нет своего печатного органа или других информационных ресурсов, которые могли бы эти цели пропагандировать. Рейтинг партии постоянно снижается. В силу своей малочисленности и пассивности самостоятельной роли в политической жизни региона она практически не играют.

По популярности КПП уже значительно уступает другой коммунистической партии – Приднестровской компартии, возглавляемой О.Хоржаном.

Либерально-демократическая партия Приднестровья образована 1 августа 2006 года путем реорганизации общественного движения "ЛДПР Приднестровья", которая существовала с июня 2003 года. Лидер партии Роман Худяков.

Партия тесно связана с Либepaльнo-демократической партией России (ЛДПР).

Политическая партия «Народная воля Приднестровья» (НВП)была создана на учредительном съезде 11 декабря 2006 года.

На съезде были избраны исполнительные органы партии, утверждена программа и устав. Председателем партии был избран депутат Верховного Совета ПМР Олег Гудымо.

По своим идеологическим взглядам и программным целям формирование близко Патриотической партии и Республиканской партии Приднестровья. Не случайно эти партии в феврале 2008 года подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве и партнерстве.

3 июля 2009 года была образована новая партия, получившая название «Справедливая республика» (СП). Председателем ее был избран депутат ВС ПМР Юрий Гервазюк.

В учредительном манифесте "Справедливой республики" отмечается, что главной целью партии является "восстановление социальной справедливости в обществе и создание условий социальной безопасности для всех граждан Приднестровья".

В Высший совет "Справедливой республики" вошли депутаты приднестровского парламента Г.Антюфеева, Ю.Кузьменко.

Среди наиболее заметных общественно-политических организаций можно назвать

Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Союз женщин, Союз защитников Приднестровья.

Отдельно следует сказать о такой организации, как Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья, который сыграл решающую роль в мобилизации населения на отпор националистическим поползновениям Кишинева в конце 80-х - начале 90-х г.г. и в первые годы после провозглашения Приднестровской Молдавской Республики. Как известно, в ОСТК начинали свою политическую карьеру многие известные сегодня политические деятели ПМР.

Сегодня роль ОСТК существенно упала, но структура, как таковая, осталась, и руководство ПМР часто использует организацию в своих пропагандистских целях.

Кроме законодательной и исполнительной власти, в Приднестровье имеется, как и в других государствах, судебная власть.

Судебная власть осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства. Президент ПМР является гарантом независимости судебной власти.

Бюджет судов должен обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти.

Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются президентом по представлению председателей соответственно Верховного и Арбитражного судов.

Мировые судьи избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет.

Конституционный суд - орган конституционного контроля. Он гарантирует верховенство Конституции ПМР, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Состоит КС из 6 судей, включая председателя Суда. Срок полномочий судей КС – 7 лет.

Президент, Верховный Совет, Съезд судей ПМР назначают по двое судей в состав Конституционного суда.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Прокуратура осуществляет надзор за точным исполнением Конституции и законов, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Прокурор ПМР назначается на должность Верховным Советом по представлению Президента сроком на 5 лет. Он подотчетен Верховному Совету и ответственен перед Президентом.

На VI съезде судей ПМР, состоявшегося в мае 2008 года было отмечено, что судебная система в Приднестровье находится в состоянии системного кризиса. Выделяемых государством средств на содержание и работу судов недостаточно - они финансируются на 30% от потребности, испытывают острый дефицит кадров, обусловленный низкими зарплатами. С тех пор в судебной системе Приднестровья мало, что изменилось.

В марте 2009 года в Тирасполе состоялось совместное заседание Совета судей и руководителей судебной власти ПМР (Конституционного, Верховного, Арбитражного судов и др.), где обсуждался вопрос о состоянии правосудия в Приднестровье. Было принято решение о разработке программы совершенствования судебной системы правосудия ПМР.

Имеет Приднестровье и собственные вооруженные силы. Они состоят из сухопутных частей (бригадная система) и авиационных (вертолетных) подразделений. В ВС ПМР три мотострелковых, одна артиллерийская бригада, отдельный танковый батальон и один казачий полк. Их численность составляет примерно 7,5 тыс. человек, а при полном развертывании может достигать (по оценкам приднестровцев) 18 тысяч человек.

Вооруженные силы ПМР осуществляют функцию по защите республики, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

В ПМР действует всеобщая воинская обязанность, срок срочной службы составляет 1,5 года. Часть военнослужащих служит по контракту.

Кроме Министерства обороны, в Приднестровье функционируют и другие силовые ведомства - Министерство государственной безопасности, Министерство внутренних дел.

Государственные службы безопасности осуществляют деятельность по предупреждению и пресечению посягательств на конституционный строй, государственный суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Приднестровья.

Органы внутренних дел обеспечивают личную безопасность человека, защиту собственности, общественный порядок, борьбу с преступностью.

В ведении МГБ и МВД находятся два специальных батальона «Днестр» и «Дельта» и отдельный моторизованный батальон милиции.

Молдавско-приднестровский конфликт. Попытки молдавских властей навести "порядок" в Приднестровье после фактического отделения региона от Молдовы и решить возникшие проблемы силовым давлением привели в марте-июле 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 г. президентом РФ Б.Н.Ельциным и президентом РМ М.Снегуром Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Практически тогда же начались переговоры об особом статусе Приднестровского региона в составе РМ.

С конца июля 1992 г. и по настоящее время в зоне конфликта контроль за безопасностью осуществляют Совместные миротворческие силы в составе контингентов Молдовы, Приднестровья и России, а также военные наблюдатели России, Молдавии, Приднестровья и Украины. В зоне безопасности действует Объединенная контрольная комиссия по урегулированию конфликта, под началом которой и проводится миротворческая операция.

С октября 2005 г., когда к основным переговорщикам – Молдове, Приднестровью, России, Украине и ОБСЕ присоединились США и ЕС в качестве наблюдателей, механизм переговоров получил название формата «5+2», который действует до сих пор.

22 июля 2005 г. парламент Молдовы без какого-либо участия приднестровской стороны принимает Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, который предусматривает предоставление Приднестровью статуса автономно-территориального образования и не больше.

В сентябре 2006 г. в Приднестровье в ответ на этот шаг Кишинева проходит всенародный референдум по вопросу дальнейших взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова. Более 97% жителей ПМР высказались за независимость региона от Молдавии и последующее свободное присоединение к России.

Добиться сдвига в решении приднестровской проблемы по-прежнему не удается. В силу несовместимости позиций сторон конфликта и увеличившихся разногласий между Кишиневом и Тирасполем по проблеме урегулирования нет оснований полагать, что выход из сложившейся тупиковой ситуации будет найден в ближайшее время.

Пришедшая к власти в Молдове после парламентских выборов 29 июля 2009 г. правая либеральная коалиция, как и ее предшественники-коммунисты, намерены решать вопрос только в рамках унитарного государства с предоставлением Приднестровью автономии.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.