Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма

Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма  далее »
16.07.2018
14:21:39
Порошенко прокомментировал ситуацию с указом об автокефалии УПЦ далее »
14:19:28
В Минске пройдет очередное заседание Совета постпредов стран СНГ далее »
14:18:02
Армения усилит военно-промышленное сотрудничество с Россией далее »
14:16:22
Узбекистан договорился с Евросоюзом об укреплении партнерства далее »
14:14:38
Молдавия будет добиваться полной отмены лимитов на экспорт в РФ агропродукции далее »
13.07.2018
16:58:10
В Запорожье обнаружили рекламные баннеры с Судоплатовым далее »
16:36:44
В Удмуртии снова реализуется программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом далее »
15:10:20
Президент Польши потребовал от Порошенко дегероизировать УПА далее »
12.07.2018
17:04:15
Минтруд призвал скорректировать миграционную политику в связи с пенсионной реформой далее »
16:56:11
Иностранным НПО станет сложнее работать в России далее »

Почему Украина надоела Европе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 15.07.2018 далее »

В ожидании встречи Путина и Трампа. Время покажет. Выпуск от 13.07.2018 далее »

НАТО: саммит разногласий. Право голоса от 11.07.2018 далее »

Про футбол и Украину. Умные парни на радио "Говорит Москва" от 11.07.2018 далее »

Игорь Шишкин. К чему ведёт околофутбольная истерия в СМИ далее »

Константин Затулин встретился с сочинцами далее »

Украина: политический психоз. Право голоса от 10.07.2018 далее »

Страна / Белоруссия

Белорусы: «литвины» или русские?

19.04.2017 13:47:57

19 ноября прошлого года в Москве, в здании Российской государственной библиотеки, состоялась встреча с белорусским писателем и историком Владимиром Орловым. «Свядомы дзеяч» выступил перед представителями белорусской диаспоры российской столицы и, помимо прочего, заявил следующее: «Я считаю, что мы, белорусы, — потомки литвинов. Наша группа „Троица“ поёт: „Гэй, ліцьвіны, Бог нам радзіць!“ Но сейчас мы должны объединяться под флагом с названием Беларусь, а не Литва, потому что у этого больше сторонников. Со временем мы, возможно, дорастём до нового самосознания, но пока мы должны убеждать наших соотечественников, что они — потомки литвинов».

Видимо, по причине того, что встреча была закрытой, Орлов весьма откровенно высказал мысль, которую у «свядомых» обычно не принято артикулировать: конечная цель местечковых националистов — переделать белорусов в литвинов. При этом сегодня, когда у идеи бело-русскости «больше сторонников», гражданам РБ сознательно навязывается промежуточная формула идентичности — «мы, белорусы — потомки литвинов».

Вообще, самостийникам в Белоруссии не повезло с самого начала: они, в отличие от самостийных украинцев, не нашли в XIX веке подходящего самоназвания без корня «рус» и были вынуждены заимствовать этноним из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы. Позже некоторые «свядомые» активисты попыталась отыграть назад, предложив переименовать Белоруссию и белорусов сначала в Кривию и кривичей (данный вариант в 1920-х гг. пропагандировал известный общественный деятель Вацлав Ластовский), а затем — в Литву и литвинов. Прибалтийскую Литву при этом предлагается называть «Летува», а её жителей — «летувисы».

Сторонники литвинской идеи утверждают, что «ліцьвіны» — историческое имя сегодняшних белорусов, а название «Белая Русь» и производные от него навязали злые москали после присоединения территории Великого княжества Литовского к России. Забавно, что при этом часть националистов обвиняет тех же самых злых москалей в запрещении названия «Белоруссия» и переименовании региона в Северо-Западный край.

На самом деле разграничение Русской земли на Великую, Малую, Белую, а в некоторых случаях ещё Чёрную и Червонную Русь оформилось в XVI- XVII веках. Так, в 1654 году, когда московские полки захватили большую часть русских земель, принадлежавших Польше, Алексей Михайлович впервые назвался «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».

Деление Руси на несколько частей отмечали также иностранные авторы. Например, австрийский барон Августин Майерберг в своём «Путешествии в Московию» (1661 г.) писал: «А под названием Великой России Москвитяне разумеют то пространство, которое заключается в пределах Ливонии, Белого моря, Татар и Днепра и обыкновенно слывёт под названием „Московия“. Под Малою же Россиею разумеются области: Браславская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмскою, Волынская и Киевская, лежащие между Скифскими пустынями, реками Днепром, Припятью и Вепрем, Малою Польшею и Карпатскими горами. А под Белою — области, заключающиеся между Припятью, Днепром и Двиною, с городами: Новгородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами. Всё это когда-то принадлежало по праву Русским, но, по военным случайностям, они уступили счастью и храбрости Поляков и Литовцев».

Папский нунций в Польше Торрес в своём донесении, датированном 1622 годом, писал, что русские земли, находящиеся в составе Речи Посполитой, делятся на три части: «Червонная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилёв; Чёрная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем». Впоследствии Белая Русь «поглотила» Чёрную, располагавшуюся преимущественно на территории сегодняшней Западной Белоруссии.

Однако «свядомые» исследователи не обращают внимания на исторические источники и работают по принципу «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов». Это в очередной раз продемонстрировала книга Михаила Митина «Белая Русь: Хроника употребления термина», в которой утверждается, что 1) термин «Белая Русь» не имеет отношения к территории сегодняшней Белоруссии, а обозначает западные земли Московского государства; 2) словом «русин» назывался человек любого этнического происхождения, который исповедовал «православие в его московском варианте», а словом «литвин» — человек другой веры (католик, протестант или язычник).

Первый тезис мы уже опровергли, обратимся ко второму. Если русин — это православный, то как быть с протестантами Симоном Будным и Василием Тяпинским? Первый издал в 1562 году «Катехизис… для простых людей языка русского». Второй прямо заявлял, что он «не итальянец, не немец, не доктор и не может считаться попом», он обычный «русин… своей Руси услугуючи».

Известный первопечатник Франциск Скорина не был православным, однако свой перевод Священного Писания на язык земляков-полочан назвал «Библия руска» (а не «Библия литовска», к примеру). В подавляющем большинстве источников этническая принадлежность Скорины определяется как «русин» или «рус», а его родной язык — как «русский». Приведём лишь некоторые примеры.

Актовая запись Падуанского университета о допущении Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук (5 ноября 1512 г., Падуя): «Присвоение звания в области медицины, именем любви к Богу, магистру Франциску, русину, сыну покойного господина Луки».

Доверительная грамота короля Фердинанда I, выданная сыну Скорины Симеону (29 января 1552 г., Прага): «Мы, Фердинанд I и т. д., объявляем этой грамотой всем, что доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, [который] некогда [жил,] наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, — ушёл на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определённое имущество, бумаги, долги и прочее ему принадлежащее».

В актовой записи о разделе имущества Ивана Скорины (брата Франциска) неоднократно упоминаются расписки и обязательства Франциска Скорины и его брата, «написанные на простом русском языке».

Лишь в актовой записи Краковского университета о присвоении Скорине степени бакалавра он назван литвином. Однако термин «литвин» в данном случае являлся политонимом, обозначающим принадлежность Скорины к Литовскому государству, а не этническим наименованием. Таким же политонимом сегодня является термин «россиянин», который применим и к русскому, и к татарину, и к чеченцу.

В наше время политоним многовековой давности местечковые националисты пытаются навязать всем гражданам РБ, чтобы избавиться от всякого напоминания об общерусских корнях. Получится ли у них это? Зависит от активности бело-русской общественности внутри Белоруссии, а также от России, которой жизненно важно поддерживать общерусскую идентичность своего стратегического союзника.

Кирилл Аверьянов-Минский

Источник

Комментарии

12.06.2017 13:09:35 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)

[url=http://bit.ly/2qCTqWj]СТИЛЬНЫЕ ЧАСЫ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]ЧУВСТВО СТИЛЯ[/url]

=ok=

 

12.06.2017 13:38:11 Комментарий от Charleslet Charleslet(Charleslet)
[url=http://bit.ly/2rztidG]Интернет сексшоп - только качественные товары по низким ценам![/url]


[url=http://bit.ly/2rztidG]Для Пар[/url]

 

14.06.2017 22:27:44 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)
[url=http://bit.ly/2qCTqWj]РЕПЛИКА МУЖСКИХ ЧАСОВ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН[/url]

=ok=

 

Другие материалы по теме

Истории Великой Отечественной в учебниках и национально-государственное строительство в Ближнем зарубежье

Фальсификация истории Великой Отечественной войны в учебниках Ближнего зарубежья закономерное следствие распада СССР и  прихода к власти сепаратистов.

Закон о Знамени Победы направили на экспертизу в кабмин и минюст Украины

Принятый Верховной Радой Украины закон, касающийся порядка официального использования копий Знамени Победы, поступил в администрацию президента и направлен на экспертизу, сообщил глава президентской администрации Сергей Левочкин.

Как на самом деле жила Бессарабия в годы румынской оккупации

О чем умалчивают унионисты и румынские власти

«Антипутинская партия» на службе латышских фальсификаторов истории

В Москве разрастается скандал, связный с антироссийской акцией, организованной государственным информационным агентством РИА Новости 16 марта сего года. Напомню, что в этот день на площадке агентства состоялся круглый стол «Россия - Латвия: разрешимы ли трудные вопросы истории?».

Белоруссия: ядовитые семена нацизма дали всходы

Белорусским школьникам с юных лет внушают, что чуждая предкам белорусов Речь Посполитая была для них своим государством, а в его крахе виноваты Россия и, говоря языком нынешней киевской хунты, всевозможные «пророссийские сепаратисты».

Обществу для успешного развития нужна историческая правда

Фальсификация истории не только извращает картину прошлого, но нередко является причиной искажённого восприятия процессов современности. Историческая правда необходима обществу для успешного развития.

Суд об отмене присвоения звания героя Шухевичу перенесен на 16 февраля

Высший административный суд Украины перенес заседание по рассмотрению иска юриста Владимира Оленцевича об отмене указа бывшего резидента Виктора Ющенко о присвоении фашистскому пособнику Роману Шухевичу звания героя Украины.

Оружием истории

Выступление доктора истории П.Шорникова на «круглом столе», посвящённом  обсуждению книги молдавских историков  С.Назарии и В.Степанюка  «Бессарабский вопрос в историографии. 1917-1947».

«Была ли оккупация? Это неважно!»

Оценка событий 1940 года, история нацистских репрессий, коллаборационизм в Латвии — эти и другие острые темы обсуждали на международной конференции «Вторая мировая война и страны Балтии». На конференции выступали и маститые московские исследователи, и ученые Академии наук Латвии.

Поставить заслон «радзивилловщине» в Белоруссии

Уже длительное время в Беларуси ведется масштабная кампания по возвеличиванию польско-литовского по происхождению, магнатского рода Радзивиллов. Они преподносятся буквально как светочи белорусской культуры и носители белорусского национального духа. Но это абсолютно не соответствует исторической правде.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.