Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма

Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма  далее »
20.04.2018
14:59:03
Молдавия и Украина заблокировали ПМР: приднестровцам дали срок одуматься далее »
13:54:41
Москва предупредила Киев об ответе на ситуацию с экипажем судна "Норд" далее »
13:49:52
Парубий исключил возможность досрочных парламентских выборов на Украине далее »
13:48:07
Лидер протестов в Армении объявил о начале блокады дорог далее »
11:38:16
Пограничники Украины сняли с рейса в Минск моряков судна «Норд» далее »
19.04.2018
14:36:05
Порошенко назвал основание Москвы "опрометчивым решением киевских князей" далее »
12:56:05
Додон надеется, что в мае Молдова получит статус наблюдателя в ЕАЭС далее »
12:52:37
Президент Киргизии подписал указ об отставке правительства далее »
12:03:13
Рада приняла постановление в поддержку автокефалии далее »
10:46:19
Форум Евразийской интеграции завершился в Сочи далее »

В поисках истины. Время покажет. Выпуск от 19.04.2018 далее »

Русский балет и большая политика. Время покажет. Выпуск от 19.04.2018 далее »

В Сочи подводят итоги форума Евразийской интеграции далее »

Религиозная карта украинских властей далее »

Сегодня в Сочи продолжится работа Второго форума евразийской интеграции далее »

Метания и терзания Дональда Трампа. Сегодня утром от 18.04.2018 далее »

США готовы делиться данными об активности бандгруппировок в Сирии далее »

Страна / Белоруссия

Белорусы: «литвины» или русские?

19.04.2017 13:47:57

19 ноября прошлого года в Москве, в здании Российской государственной библиотеки, состоялась встреча с белорусским писателем и историком Владимиром Орловым. «Свядомы дзеяч» выступил перед представителями белорусской диаспоры российской столицы и, помимо прочего, заявил следующее: «Я считаю, что мы, белорусы, — потомки литвинов. Наша группа „Троица“ поёт: „Гэй, ліцьвіны, Бог нам радзіць!“ Но сейчас мы должны объединяться под флагом с названием Беларусь, а не Литва, потому что у этого больше сторонников. Со временем мы, возможно, дорастём до нового самосознания, но пока мы должны убеждать наших соотечественников, что они — потомки литвинов».

Видимо, по причине того, что встреча была закрытой, Орлов весьма откровенно высказал мысль, которую у «свядомых» обычно не принято артикулировать: конечная цель местечковых националистов — переделать белорусов в литвинов. При этом сегодня, когда у идеи бело-русскости «больше сторонников», гражданам РБ сознательно навязывается промежуточная формула идентичности — «мы, белорусы — потомки литвинов».

Вообще, самостийникам в Белоруссии не повезло с самого начала: они, в отличие от самостийных украинцев, не нашли в XIX веке подходящего самоназвания без корня «рус» и были вынуждены заимствовать этноним из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы. Позже некоторые «свядомые» активисты попыталась отыграть назад, предложив переименовать Белоруссию и белорусов сначала в Кривию и кривичей (данный вариант в 1920-х гг. пропагандировал известный общественный деятель Вацлав Ластовский), а затем — в Литву и литвинов. Прибалтийскую Литву при этом предлагается называть «Летува», а её жителей — «летувисы».

Сторонники литвинской идеи утверждают, что «ліцьвіны» — историческое имя сегодняшних белорусов, а название «Белая Русь» и производные от него навязали злые москали после присоединения территории Великого княжества Литовского к России. Забавно, что при этом часть националистов обвиняет тех же самых злых москалей в запрещении названия «Белоруссия» и переименовании региона в Северо-Западный край.

На самом деле разграничение Русской земли на Великую, Малую, Белую, а в некоторых случаях ещё Чёрную и Червонную Русь оформилось в XVI- XVII веках. Так, в 1654 году, когда московские полки захватили большую часть русских земель, принадлежавших Польше, Алексей Михайлович впервые назвался «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».

Деление Руси на несколько частей отмечали также иностранные авторы. Например, австрийский барон Августин Майерберг в своём «Путешествии в Московию» (1661 г.) писал: «А под названием Великой России Москвитяне разумеют то пространство, которое заключается в пределах Ливонии, Белого моря, Татар и Днепра и обыкновенно слывёт под названием „Московия“. Под Малою же Россиею разумеются области: Браславская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмскою, Волынская и Киевская, лежащие между Скифскими пустынями, реками Днепром, Припятью и Вепрем, Малою Польшею и Карпатскими горами. А под Белою — области, заключающиеся между Припятью, Днепром и Двиною, с городами: Новгородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами. Всё это когда-то принадлежало по праву Русским, но, по военным случайностям, они уступили счастью и храбрости Поляков и Литовцев».

Папский нунций в Польше Торрес в своём донесении, датированном 1622 годом, писал, что русские земли, находящиеся в составе Речи Посполитой, делятся на три части: «Червонная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилёв; Чёрная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем». Впоследствии Белая Русь «поглотила» Чёрную, располагавшуюся преимущественно на территории сегодняшней Западной Белоруссии.

Однако «свядомые» исследователи не обращают внимания на исторические источники и работают по принципу «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов». Это в очередной раз продемонстрировала книга Михаила Митина «Белая Русь: Хроника употребления термина», в которой утверждается, что 1) термин «Белая Русь» не имеет отношения к территории сегодняшней Белоруссии, а обозначает западные земли Московского государства; 2) словом «русин» назывался человек любого этнического происхождения, который исповедовал «православие в его московском варианте», а словом «литвин» — человек другой веры (католик, протестант или язычник).

Первый тезис мы уже опровергли, обратимся ко второму. Если русин — это православный, то как быть с протестантами Симоном Будным и Василием Тяпинским? Первый издал в 1562 году «Катехизис… для простых людей языка русского». Второй прямо заявлял, что он «не итальянец, не немец, не доктор и не может считаться попом», он обычный «русин… своей Руси услугуючи».

Известный первопечатник Франциск Скорина не был православным, однако свой перевод Священного Писания на язык земляков-полочан назвал «Библия руска» (а не «Библия литовска», к примеру). В подавляющем большинстве источников этническая принадлежность Скорины определяется как «русин» или «рус», а его родной язык — как «русский». Приведём лишь некоторые примеры.

Актовая запись Падуанского университета о допущении Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук (5 ноября 1512 г., Падуя): «Присвоение звания в области медицины, именем любви к Богу, магистру Франциску, русину, сыну покойного господина Луки».

Доверительная грамота короля Фердинанда I, выданная сыну Скорины Симеону (29 января 1552 г., Прага): «Мы, Фердинанд I и т. д., объявляем этой грамотой всем, что доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, [который] некогда [жил,] наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, — ушёл на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определённое имущество, бумаги, долги и прочее ему принадлежащее».

В актовой записи о разделе имущества Ивана Скорины (брата Франциска) неоднократно упоминаются расписки и обязательства Франциска Скорины и его брата, «написанные на простом русском языке».

Лишь в актовой записи Краковского университета о присвоении Скорине степени бакалавра он назван литвином. Однако термин «литвин» в данном случае являлся политонимом, обозначающим принадлежность Скорины к Литовскому государству, а не этническим наименованием. Таким же политонимом сегодня является термин «россиянин», который применим и к русскому, и к татарину, и к чеченцу.

В наше время политоним многовековой давности местечковые националисты пытаются навязать всем гражданам РБ, чтобы избавиться от всякого напоминания об общерусских корнях. Получится ли у них это? Зависит от активности бело-русской общественности внутри Белоруссии, а также от России, которой жизненно важно поддерживать общерусскую идентичность своего стратегического союзника.

Кирилл Аверьянов-Минский

Источник

Комментарии

12.06.2017 13:09:35 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)

[url=http://bit.ly/2qCTqWj]СТИЛЬНЫЕ ЧАСЫ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]ЧУВСТВО СТИЛЯ[/url]

=ok=

 

12.06.2017 13:38:11 Комментарий от Charleslet Charleslet(Charleslet)
[url=http://bit.ly/2rztidG]Интернет сексшоп - только качественные товары по низким ценам![/url]


[url=http://bit.ly/2rztidG]Для Пар[/url]

 

14.06.2017 22:27:44 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)
[url=http://bit.ly/2qCTqWj]РЕПЛИКА МУЖСКИХ ЧАСОВ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН[/url]

=ok=

 

Другие материалы по теме

За отрицание «агрессии СССР» в Литве будут сажать

Обанкротившаяся прозападная элита Литвы лихорадочно цепляется за власть, пытается найти аргументы, которые позволили бы сохранить симпатии избирателей в условиях тотального экономического коллапса.

Медведев призывает Украину и страны СНГ вместе изучать проблему голода в СССР

Президент России Дмитрий Медведев не намерен участвовать в мероприятиях, приуроченных к 75-годовщине «голодомора» в Киеве, но призывает Украину и страны СНГ к совместному изучению проблемы голода 1932-1933 годов в СССР, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля.

К чему бы это?

Мир поставил точку в трагической истории Второй мировой войны. Даже оголтелые реваншисты Германии и Японии особо не осмеливаются подвергать ревизии ее результаты. Весьма странно, что в современном Казахстане делаются такие попытки.

Нацистские традиции возрождаются в одном из лицеев Кишинева

В румыно-французском лицее Георге Асаки в Кишиневе практикуются нацистские ритуалы, свидетельствую видеокадры, заснятые молдавскими СМИ в национальный день Румынии, отмечаемый 1 декабря.

Почему российские фильмы о борьбе с фашизмом на Украине под запретом?

Интересно, что сказали бы сами футболисты киевского «Динамо» образца 1942 года, если бы узнали, что будут представлять собой разделенных в 1991-м Россию и Украину? Стали бы они в этом случае выходить на матч или сразу бы пошли на расстрел?

Дело о регрессе

«Конфликт интерпретаций» между либеральным сообществом Запада и Россией в отношении истории 20-го столетия вышел на новый виток. На этот раз страсти разгораются вокруг роли СССР во Второй Мировой Войне.

Кто убил пограничника

Литовские депутаты-консерваторы Ауксуте Раманаускайте-Скокаускене и Ритас Купчинскас внесли в парламент проект постановления с призывом тщательно расследовать обстоятельства гибели почти 70 лет назад литовского пограничника и потребовать за это с Москвы деньги в пользу его родственников.

Обществу для успешного развития нужна историческая правда

Фальсификация истории не только извращает картину прошлого, но нередко является причиной искажённого восприятия процессов современности. Историческая правда необходима обществу для успешного развития.

Украинское эхо московских терактов

Проигравшие необандеровцы в украинской газете "День" заявляют, что теракты в Москве это повод для Украины бежать от России "как страны, где идет гражданская война".

Бандера всему голова?

Новые украинские учебники сделали украинцев исключительной нацией

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.