Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Церковный раскол на Украине

Церковный раскол на Украине  далее »
23.10.2018
15:34:03
Песков: Россия может ответить на санкции Украины зеркальными мерами далее »
15:23:02
Патриарх Варфоломей заявил, что не уступит в вопросе автокефалии на Украине далее »
15:22:16
Страны ЕАЭС обсудят увеличение доли расчетов в национальных валютах далее »
15:21:21
В Ереване открылся Международный форум евразийского партнерства далее »
22.10.2018
18:06:00
Молдова не будет подавать заявку на вступление в ЕС в период председательства Румынии в ЕС далее »
18:02:55
Путин поручил подготовить ответ на антироссийские санкции Украины далее »
13:03:56
В Уфе отметят юбилей ЦДУМ России и духовного лидера российских мусульман далее »
12:20:41
Москва расценит любое военное нападение на Беларусь как нападение на Россию далее »
19.10.2018
14:15:40
В парламенте Армении пояснили, когда состоятся выборы нового премьер-министра далее »
14:13:34
Узбекистан и РФ подписали соглашения на 27 миллиардов долларов далее »

Церковный раскол на Украине. Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым от 21.10.2018 далее »

Грозин рассказал, как Узбекистан станет энергетическим лидером ЦА далее »

Украина отреагировала на предложение Госдумы признать ДНР и ЛНР. 60 минут. Эфир от 19.10.2018 далее »

Презентация книги "Русское триединство: Руководство по просвещению змагаров". далее »

Владимир Путин на заседании клуба «Валдай». Время покажет. Выпуск от 18.10.2018 далее »

Особое место Польши на карте современной Европы далее »

Константин Затулин подключился к решению проблемы ветерана труда далее »

Страна / Белоруссия

Белорусы: «литвины» или русские?

19.04.2017 13:47:57

19 ноября прошлого года в Москве, в здании Российской государственной библиотеки, состоялась встреча с белорусским писателем и историком Владимиром Орловым. «Свядомы дзеяч» выступил перед представителями белорусской диаспоры российской столицы и, помимо прочего, заявил следующее: «Я считаю, что мы, белорусы, — потомки литвинов. Наша группа „Троица“ поёт: „Гэй, ліцьвіны, Бог нам радзіць!“ Но сейчас мы должны объединяться под флагом с названием Беларусь, а не Литва, потому что у этого больше сторонников. Со временем мы, возможно, дорастём до нового самосознания, но пока мы должны убеждать наших соотечественников, что они — потомки литвинов».

Видимо, по причине того, что встреча была закрытой, Орлов весьма откровенно высказал мысль, которую у «свядомых» обычно не принято артикулировать: конечная цель местечковых националистов — переделать белорусов в литвинов. При этом сегодня, когда у идеи бело-русскости «больше сторонников», гражданам РБ сознательно навязывается промежуточная формула идентичности — «мы, белорусы — потомки литвинов».

Вообще, самостийникам в Белоруссии не повезло с самого начала: они, в отличие от самостийных украинцев, не нашли в XIX веке подходящего самоназвания без корня «рус» и были вынуждены заимствовать этноним из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы. Позже некоторые «свядомые» активисты попыталась отыграть назад, предложив переименовать Белоруссию и белорусов сначала в Кривию и кривичей (данный вариант в 1920-х гг. пропагандировал известный общественный деятель Вацлав Ластовский), а затем — в Литву и литвинов. Прибалтийскую Литву при этом предлагается называть «Летува», а её жителей — «летувисы».

Сторонники литвинской идеи утверждают, что «ліцьвіны» — историческое имя сегодняшних белорусов, а название «Белая Русь» и производные от него навязали злые москали после присоединения территории Великого княжества Литовского к России. Забавно, что при этом часть националистов обвиняет тех же самых злых москалей в запрещении названия «Белоруссия» и переименовании региона в Северо-Западный край.

На самом деле разграничение Русской земли на Великую, Малую, Белую, а в некоторых случаях ещё Чёрную и Червонную Русь оформилось в XVI- XVII веках. Так, в 1654 году, когда московские полки захватили большую часть русских земель, принадлежавших Польше, Алексей Михайлович впервые назвался «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».

Деление Руси на несколько частей отмечали также иностранные авторы. Например, австрийский барон Августин Майерберг в своём «Путешествии в Московию» (1661 г.) писал: «А под названием Великой России Москвитяне разумеют то пространство, которое заключается в пределах Ливонии, Белого моря, Татар и Днепра и обыкновенно слывёт под названием „Московия“. Под Малою же Россиею разумеются области: Браславская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмскою, Волынская и Киевская, лежащие между Скифскими пустынями, реками Днепром, Припятью и Вепрем, Малою Польшею и Карпатскими горами. А под Белою — области, заключающиеся между Припятью, Днепром и Двиною, с городами: Новгородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами. Всё это когда-то принадлежало по праву Русским, но, по военным случайностям, они уступили счастью и храбрости Поляков и Литовцев».

Папский нунций в Польше Торрес в своём донесении, датированном 1622 годом, писал, что русские земли, находящиеся в составе Речи Посполитой, делятся на три части: «Червонная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилёв; Чёрная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем». Впоследствии Белая Русь «поглотила» Чёрную, располагавшуюся преимущественно на территории сегодняшней Западной Белоруссии.

Однако «свядомые» исследователи не обращают внимания на исторические источники и работают по принципу «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов». Это в очередной раз продемонстрировала книга Михаила Митина «Белая Русь: Хроника употребления термина», в которой утверждается, что 1) термин «Белая Русь» не имеет отношения к территории сегодняшней Белоруссии, а обозначает западные земли Московского государства; 2) словом «русин» назывался человек любого этнического происхождения, который исповедовал «православие в его московском варианте», а словом «литвин» — человек другой веры (католик, протестант или язычник).

Первый тезис мы уже опровергли, обратимся ко второму. Если русин — это православный, то как быть с протестантами Симоном Будным и Василием Тяпинским? Первый издал в 1562 году «Катехизис… для простых людей языка русского». Второй прямо заявлял, что он «не итальянец, не немец, не доктор и не может считаться попом», он обычный «русин… своей Руси услугуючи».

Известный первопечатник Франциск Скорина не был православным, однако свой перевод Священного Писания на язык земляков-полочан назвал «Библия руска» (а не «Библия литовска», к примеру). В подавляющем большинстве источников этническая принадлежность Скорины определяется как «русин» или «рус», а его родной язык — как «русский». Приведём лишь некоторые примеры.

Актовая запись Падуанского университета о допущении Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук (5 ноября 1512 г., Падуя): «Присвоение звания в области медицины, именем любви к Богу, магистру Франциску, русину, сыну покойного господина Луки».

Доверительная грамота короля Фердинанда I, выданная сыну Скорины Симеону (29 января 1552 г., Прага): «Мы, Фердинанд I и т. д., объявляем этой грамотой всем, что доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, [который] некогда [жил,] наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, — ушёл на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определённое имущество, бумаги, долги и прочее ему принадлежащее».

В актовой записи о разделе имущества Ивана Скорины (брата Франциска) неоднократно упоминаются расписки и обязательства Франциска Скорины и его брата, «написанные на простом русском языке».

Лишь в актовой записи Краковского университета о присвоении Скорине степени бакалавра он назван литвином. Однако термин «литвин» в данном случае являлся политонимом, обозначающим принадлежность Скорины к Литовскому государству, а не этническим наименованием. Таким же политонимом сегодня является термин «россиянин», который применим и к русскому, и к татарину, и к чеченцу.

В наше время политоним многовековой давности местечковые националисты пытаются навязать всем гражданам РБ, чтобы избавиться от всякого напоминания об общерусских корнях. Получится ли у них это? Зависит от активности бело-русской общественности внутри Белоруссии, а также от России, которой жизненно важно поддерживать общерусскую идентичность своего стратегического союзника.

Кирилл Аверьянов-Минский

Источник

Комментарии

12.06.2017 13:09:35 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)

[url=http://bit.ly/2qCTqWj]СТИЛЬНЫЕ ЧАСЫ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]ЧУВСТВО СТИЛЯ[/url]

=ok=

 

12.06.2017 13:38:11 Комментарий от Charleslet Charleslet(Charleslet)
[url=http://bit.ly/2rztidG]Интернет сексшоп - только качественные товары по низким ценам![/url]


[url=http://bit.ly/2rztidG]Для Пар[/url]

 

14.06.2017 22:27:44 Комментарий от Perryquava Perryquava(Perryquava)
[url=http://bit.ly/2qCTqWj]РЕПЛИКА МУЖСКИХ ЧАСОВ[/url]

СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН

[url=http://bit.ly/2gCNPaa]СОВЕРШЕННЫЙ ДИЗАЙН[/url]

=ok=

 

Другие материалы по теме

Сталин и советско-польская война 1920 года

Курс Ленина делал ставку на мировую революцию, курс Сталина – на восстание в населенных украинцами и белорусами районах, с целью освободить их от Польши и превратить в союзников России.

«Гром Победы, раздавайся!»

На постсоветском пространстве происходят удивительные вещи: привычные вещи теряют свои очертания, превращаются в свою противоположность. Терпят крушение идеологии и культуры, конструируются новые национальные мифологемы.  Но чтобы не выдумывали новые историки и политологи, нельзя вычеркнуть из истории Советского народа Великую Отечественную войну.

Накануне Дня Победы в городе-герое Севастополе

Как вы знаете, в последнее время этот вопрос о цвете флага вновь приобрел, как и в дни сражений, принципиальное значение. Нас снова пытаются убедить в том, что красное – это черное, а коричневое – это жовто-блакидное. Мы не дальтоники!

Кому на Черниговщине мешает красный флаг?

Националисты из всеукраинского объединения «Свобода» пытаются омрачить жителям Прилук Черниговской области празднование Дня Победы. Они добиваются через суд отмены решения местных властей, постановивших украсить город красными знаменами.

Знамя Победы запрещено на Украине в угоду бандеровцам

Конституционный суд (КС) Украины признал неконституционным использование Красного Знамени для увековечивания Победы в Великой Отечественной войне.

Фальсификатор истории из СБУ пользуется поддельным дипломом историка - министр образования

Рабочая группа министерства образования Украины подтвердила отсутствие у заместителя главы службы безопасности Украины (СБУ) Андрея Кислинского диплома о высшем образовании, передают украинские СМИ.

Памятник жертвам «голодоморов» вновь разрушен в Полтавской области

Неизвестные разрушили памятник жертвам «голодоморов» и «политических репрессий» в городе Лохвица Полтавской области Украины, передают в понедельник украинские СМИ.

Теория украинства

Сегодня крымчан и русинов обвиняют в сепаратизме, на самом деле, главными сепаратистами являются  теоретики украинства галицкого розлива. Всё сильнее звучит во всех концах нашей Родины призыв Патриарха Кирилла: «Россия, Украина, Белорусь – вместе мы Святая Русь!

Концепция «Русского мира» Святейшего Патриарха Кирилла и проблема противодействия фальсификации истории

Кампания по фальсификации истории нашей страны, в первую очередь, истории Великой Отечественной войны, все последние десятилетия неуклонно набирает обороты как в ближнем и дальнем зарубежье, так и в самой России.

«Круглый стол» с острыми углами: ученые Тавриды о попытках переписать историю Великой Отечественной войны в Крыму

Кто бы думал ровно год назад, в период «Русской весны» 2014-го, что уже через каких-то год ведущие историки, эксперты, педагоги и общественники Тавриды будут «на полном серьезе», с непоказной озабоченностью проводить «круглый стол» на столь тревожную тему: «О попытках переписать историю Великой Отечественной войны в Крыму».
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.