Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Ситуация на Украине

Ситуация на Украине  далее »
13.12.2019
19:09:41
Арам Саркисян: Армяно-российские отношения нужно корректировать под меняющиеся условия далее »
19:01:09
Позиция «Лазаревского клуба» по демонтажу памятной доски Нжде отражает уровень отношений Армении и России далее »
18:51:06
Политолог: Никакой революции в Армении не было далее »
18:46:12
Экс-премьер Карабаха: Бывший мэр Москвы внес вклад в развитие армяно-российских отношений далее »
18:39:09
В современном мире ты обречен быть информированным – Виктор Согомонян далее »
16:57:10
Муфтият Москвы разделил позицию РПЦ по проекту о семейном насилии далее »
16:41:20
Пашинян отправится с официальным визитом в Россию: Путина ждут в Армении далее »
16:36:48
«Армения-российский Израиль»: Затулин написал книгу с «провокационным» названием далее »
16:11:16
Москвичи простились с Юрием Лужковым далее »
15:18:13
В Ереване проходит Третье заседание российско-армянского «Лазаревского клуба» далее »

В Ереване проходит Третье заседание российско-армянского «Лазаревского клуба» далее »

Репортаж России 24 об открытии третьего заседания «Лазаревского клуба» далее »

Эксперты о реакции на видео допроса одного из участников убийств на Майдане в 2014 году далее »

По неписанным законам.Точка зрения от 12.12.2019 далее »

За кулисами саммита… Специальный репортаж от 12.12.2019 далее »

Российско-американские переговоры в Вашингтоне: есть ли точки соприкосновения? далее »

Если не будет войны, Донбасс присоединит Украину? Простыми словами. Эфир от 11.12.2019 далее »

Страна / Россия

Западнорусская идея и Союзное государство

26.04.2012 13:53:43

Николай Максимович Сергеев

Научный сотрудник, представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь
перейти на страницу автора

Когда в декабре 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства, казалось, что работа по восстановлению общей белорусско-российской государственности будет происходить без особых задержек. Большинство белорусских и российских граждан поддерживали дело реинтеграции, а главы государств, по крайней мере внешне, выражали настроенность на воссоединение. Однако прошло уже почти полтора десятилетия, но общая государственность Белоруссии и России так и осталась в ряду до конца не осуществленных проектов.

Конечно, кое-что на ниве белорусско-российской интеграции все же делается, но вся эта работа относится к области экономики и социальной политики. До сих пор не произошло главного: белорусские и российские граждане не перестали воспринимать друг друга в качестве иностранцев.

В чем же причина такого, прямо скажем, не естественного положения вещей? По-видимому, дело в том, что белорусско-российская интеграция осуществляется, образно говоря, без руля и ветрил, т.е. без опоры на глубокую идейную основу.

Сразу после подписания союзного договора в Белоруссии было расхожим мнение, что в случае с Союзным государством речь будет идти о некой разновидности советской государственности. Но времена изменились, советская идеология безвозвратно ушла в прошлое и поэтому не могла стать гуманитарной основой нового союзного строительства. А если учесть, что все эти годы в Республике Беларусь в той или иной форме не прекращалась пропаганда не только государственной, но и национально-культурной отдельности белорусов от русского народа, то не стоит удивляться, что строительство Союзного государства топчется на месте.

Где же выход из создавшегося тупикового положения? Какая идея могла бы стать (с белорусской стороны) основой союзного строительства? Несомненно, что это западнорусизм, главное положение которого состоит в неотъемлемой принадлежности Белоруссии, т.е. Западной Руси к Русскому миру, а белорусов к русскому народу. Отсюда вытекает и основная задача, стоящая перед современным западнорусским движением – пробуждение и укрепление общерусской составляющей национального самосознания населения Белоруссии.

При этом важно подчеркнуть, что западнорусское движение является светским течением, хотя некоторые деятели, подвизающиеся на данном поприще, и пытаются придать западнорусизму едва ли не религиозный характер. Свою позицию они мотивируют тем, что в XIX веке выразителями западнорусской идеи в большинстве своем были лица духовного звания.

Но в то время такое положение было вполне естественным. Ведь за четыре столетия польско-литовского, римско-католического господства Западная Русь потеряла не только русскую знать, но и практически весь образованный слой. Поэтому и в XIX веке (особенно в его первой половине) фактически единственными образованными русским людьми в Белоруссии были православные священники. В связи с чем и сложилась традиция связывать возникновение западнорусизма с протестным движением религиозных диссидентов в Речи Посполитой в XVII–XVIII веках.

Однако такой подход вряд ли можно считать исторически правомерным, т.к. своими истоками западнорусское движение уходит значительно глубже, в последние десятилетия XIV столетия, и изначально носило не столько религиозный, сколько национальный характер. В конце 1385 года произошло первое вооруженное выступление западнорусской знати против заключенной великим князем литовским Ягайло Кревской унии, которая поставила Западную Русь в унизительную зависимость от Польши, римско-католической церкви и римского папы. Эту освободительную войну возглавил легендарный князь-воитель, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий. Он был сыном господаря Литвы и Руси Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны и принял православие (ему было около 20 лет) из политических соображений в 1341 году, когда был приглашен князем в Псков. В то время христианско-языческое двоеверие было присуще всем литовско-русским князьям.

Тот же великий князь Свидригайло, провозгласивший в 1432 году в Полоцке Великое княжество Русское, был крещен и в православие (Лев), и в католичество (Болеслав), оставаясь, судя по имени, язычником. О язычестве Свидригайло может свидетельствовать и его жестокая расправа над православным митрополитом Герасимом, который был сожжён в Витебске за связи с врагом Свидригайло польским ставленником великим князем литовским Сигизмундом.

Стоит заметить, что Великое княжество Русское было создано по всем правовым нормам того времени. Свидригайло был посажен «на великое княжение Русское» съездом западнорусских князей и поддержан полоцким вечем. При этом православных русских князей и полочан нисколько не смущало многоверие Свидригайло, чему удивляться собственно и не стоит. Ведь на западнорусских землях дохристианские славянские святилища действовали вплоть до конца средневековья, а языческие верования носили общее название «руска вера».

Так, согласно изысканиям белорусского археолога Э.М. Зайковского, исследовавшего славянский языческий комплекс возле д. Верховляны Берестовицкого района Гродненской области, «Верховлянское святилище» действовало вплоть до XVII века. Да что там Гродненщина! В Минске (ныне центр города, район стадиона «Динамо») до конца 1880-х годов(!) действующим было славянское языческое святилище, посвященное богу Велесу. Минские городские власти его закрыли по требованию православной и католической епархий лишь в канун 900-летия крещения Руси.

О том, что западнорусское освободительное движение на своем первоначальном этапе не имело выраженный религиозный характер, свидетельствует и история предводителя восстания 1508 года. Его возглавлял западнорусский князь Михаил Глинский, который был урожден в православии, но находясь на службе у императора священной Римской империи Максимилиана I принял католичество, что не помешало ему впоследствии добиваться воссоздания отдельного от Литвы и Польши Великого княжества Русского и перейти в подданство Великого князя Московского.

Приведенные примеры говорят не о какой-то чрезмерной религиозной беспринципности западнорусских князей, а о том, что для них в ту пору конфессиональная принадлежность в отличие от кровного родства не имела главенствующего значения. Это нашло отражение в известной формуле, принявших католицизм западнорусских вельмож, говоривших о себе, что они «веры польской, но рода русского».

Все изменилось после образования в 1569 году Речи Посполитой и особенно после Брестской церковной унии 1596 года, когда в польско-литовском королевстве стала проводиться политика подавления православия и ополячивания, в первую очередь, западнорусской знати. В то время оплотами русского самосознания становятся православные братства и казацкое движение. В период с 1596 года и вплоть до Полоцкого церковного собора 1839 года, вернувшего западнорусских униатов в лоно православной церкви, приверженность православной вере означало и отстаивание русскости, т.к. униатство было орудием ополячивания белорусов.

После окончательного решения униатского вопроса на первый план среди задач западнорусского движения вновь стало выходить национальное самосознание населения Белоруссии. И оно в конце XIX – начале XX века в подавляющем большинстве было русским, что нашло отражение в фундаментальном труде выдающегося слависта, академика Е.Ф. Карского «Белорусы». Показательно, что и на территории Царства Польского римско-католическое по вероисповеданию восточнославянское население относило себя к Руси.

Таким образом, в предреволюционные годы основной задачей западнорусизма было содействие укреплению национального единства всех ветвей русского народа, объединенного в рамках Российской империи.

После революции 1917 года в Белорусской ССР западнорусизм никак не вписывался в догмы «ленинской национальной политики» и как идейное течение был поставлен вне закона, начав возрождаться только после падения СССР.

На каких же основах призвана базироваться современная западнорусская идея? Во-первых, это общерусскость, т.е. национально-культурное и цивилизационное единство всех ветвей русского народа, исторической Русской земли, охватывающей современные Россию, Белоруссию, Украину и некоторые другие территории традиционного распространения русской культуры и проживания русского (восточнославянского) населения. Поэтому одной из основных задач современного западнорусизма является восстановление и развитие русской составляющей самосознания белорусов и общерусское идейное наполнение союзного строительства.

Во-вторых, современный западнорусизм должен носить светский характер. Как показывает история вопроса, религиозный фактор далеко не всегда играл главенствующую роль в идеологическом наполнении западнорусского движения. Тем более, было бы ошибочным делать его таковым в XXI веке. Надо учитывать, что в Белоруссии имеется немалое количество белорусов, относящих себя к неправославным конфессиям, и было бы верхом безответственности отдавать этих людей на откуп историческим противникам Руси. Поэтому при самом благожелательном отношении к православию, западнорусизм должен сохранять свою светскость.

И наконец, в-третьих, это демократичность. Исторически западнорусское движение опиралось на такие формы самоорганизации и самоуправления русского народа как вече, православные братства, казачий круг, земские собрания и городские думы. Поэтому современное западнорусское движение должно всемерно содействовать развитию демократических институтов белорусского общества и Союзного государства на началах традиционного для Руси народоправства.

Другие материалы по теме

Лукашенко: "Я приезжаю в не чужую мне Россию, как бы это кому-либо не нравилось"

Россия и Белоруссия вместе смогут создать условия для достойной жизни своих граждан, убежден Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поздравил высшее руководство Российской Федерации с Днем единения Белоруссии и России, сообщает в пятницу пресс-служба белорусского лидера.

В Минске продолжаются попытки оторвать белорусов от Русского мира

В Белоруссии правящая элита пытается найти и задействовать «механизмы противодействия нарастающей экспансии» Русского мира.

Нефтяной грант

Об итогах работы экономики Белоруссии в 2009 году доложил вчера президенту Александру Лукашенко премьер-министр Сергей Сидорский. Он сообщил, что ВВП страны вырос на 0,2% и антикризисная программа оказалась успешной.

В Белоруссии начались репрессии против сторонников союза с Россией

После серии аналитических материалов по белорусской и белорусско-российской тематике из Академии управления при президенте Республики Беларусь был уволен один из постоянных белорусских авторов ИА REGNUM Новости Сергей Шиптенко.

Путин заявляет о намерении выровнять баланс товарооборота с Белоруссией

Россия постарается обеспечить более сбалансированную структуру товарооборота с Белоруссией, заявил премьер-министр РФ во вторник в Минске Владимир Путин в ходе российско-белорусских переговоров.

Традиции русской государственности в белорусской истории

Полоцк и соответственно Полоцкая земля стояли у истоков русской государственности, которая в последующие столетия не раз значительно видоизменяясь, прошла в своем развитии несколько этапов, пока известные события октября 1917 года насильственно не прервали этот процесс.

До ухода Лукашенко осталось меньше трeх месяцев

Президент России Дмитрий Медведев в очередной раз и назло всем недоброжелателям доказал, что в свое время Владимир Путин поступил верно. Все помнят, что первый раз в этом Россия, страны СНГ и весь остальной мир могли убедиться 8 августа 2008 года.

Москва и Минск будут каждую неделю сверять цены на молоко и сыр

Минсельхозпрод Белоруссия и Минсельхоз России обеспечат в еженедельном режиме согласование рекомендуемых цен на основные виды молочной продукции, передают в среду официальные белорусские СМИ со ссылкой на пресс-службу белорусского министерства.

Минск решил, что готов к партнерству в «шестерке» ЕС

Государственно-политическое руководство формально союзной Белоруссии предпочитает не замечать антироссийской направленности «Восточного партнерства» и даже подыгрывать инициаторам проекта ЕС.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ.