Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма

Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма  далее »
22.01.2018
11:03:14
Одну из крупнейших бригад ВСУ вывели из Донбасса в полном составе далее »
19.01.2018
12:45:17
Кандидатом в президенты Армении от правящей партии стал Армен Саркисян далее »
12:42:33
Додон: участие Молдавии в ЕАЭС создало значительные возможности для развития страны далее »
12:40:12
Лавров: в РФ встревожены попытками реабилитации нацизма в ряде стран далее »
12:37:53
ЦБ не исключил экспансию рубля на территорию ЕАЭС или СНГ далее »
12:36:26
МИД Узбекистана отметил высокую динамику сотрудничества с РФ далее »
11:31:11
Трамп предложил перенести переговоры по Донбассу из Минска далее »
18.01.2018
14:44:48
Госдума намерена заявить о недопустимости дискриминации российских СМИ в Молдавии далее »
14:42:06
Путин пригласил страны СНГ стать наблюдателями при ЕАЭС далее »
14:39:20
Белоруссия передала РФ обновленный вариант соглашения о взаимном признании виз далее »

Россия - агрессор? Время покажет. далее »

Зачем Назарбаев ездил к Трампу? далее »

Нет мира без войны. Право голоса далее »

Украина: прощание славянки. Право голоса далее »

Теория заговора - Запад о России: как пишутся сценарии катастроф? далее »

Договор о дружбе с Украиной. Время покажет далее »

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым далее »

Страна / Россия

Западнорусская идея и Союзное государство

26.04.2012 13:53:43

Николай Максимович Сергеев

Научный сотрудник, представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь
перейти на страницу автора

Когда в декабре 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства, казалось, что работа по восстановлению общей белорусско-российской государственности будет происходить без особых задержек. Большинство белорусских и российских граждан поддерживали дело реинтеграции, а главы государств, по крайней мере внешне, выражали настроенность на воссоединение. Однако прошло уже почти полтора десятилетия, но общая государственность Белоруссии и России так и осталась в ряду до конца не осуществленных проектов.

Конечно, кое-что на ниве белорусско-российской интеграции все же делается, но вся эта работа относится к области экономики и социальной политики. До сих пор не произошло главного: белорусские и российские граждане не перестали воспринимать друг друга в качестве иностранцев.

В чем же причина такого, прямо скажем, не естественного положения вещей? По-видимому, дело в том, что белорусско-российская интеграция осуществляется, образно говоря, без руля и ветрил, т.е. без опоры на глубокую идейную основу.

Сразу после подписания союзного договора в Белоруссии было расхожим мнение, что в случае с Союзным государством речь будет идти о некой разновидности советской государственности. Но времена изменились, советская идеология безвозвратно ушла в прошлое и поэтому не могла стать гуманитарной основой нового союзного строительства. А если учесть, что все эти годы в Республике Беларусь в той или иной форме не прекращалась пропаганда не только государственной, но и национально-культурной отдельности белорусов от русского народа, то не стоит удивляться, что строительство Союзного государства топчется на месте.

Где же выход из создавшегося тупикового положения? Какая идея могла бы стать (с белорусской стороны) основой союзного строительства? Несомненно, что это западнорусизм, главное положение которого состоит в неотъемлемой принадлежности Белоруссии, т.е. Западной Руси к Русскому миру, а белорусов к русскому народу. Отсюда вытекает и основная задача, стоящая перед современным западнорусским движением – пробуждение и укрепление общерусской составляющей национального самосознания населения Белоруссии.

При этом важно подчеркнуть, что западнорусское движение является светским течением, хотя некоторые деятели, подвизающиеся на данном поприще, и пытаются придать западнорусизму едва ли не религиозный характер. Свою позицию они мотивируют тем, что в XIX веке выразителями западнорусской идеи в большинстве своем были лица духовного звания.

Но в то время такое положение было вполне естественным. Ведь за четыре столетия польско-литовского, римско-католического господства Западная Русь потеряла не только русскую знать, но и практически весь образованный слой. Поэтому и в XIX веке (особенно в его первой половине) фактически единственными образованными русским людьми в Белоруссии были православные священники. В связи с чем и сложилась традиция связывать возникновение западнорусизма с протестным движением религиозных диссидентов в Речи Посполитой в XVII–XVIII веках.

Однако такой подход вряд ли можно считать исторически правомерным, т.к. своими истоками западнорусское движение уходит значительно глубже, в последние десятилетия XIV столетия, и изначально носило не столько религиозный, сколько национальный характер. В конце 1385 года произошло первое вооруженное выступление западнорусской знати против заключенной великим князем литовским Ягайло Кревской унии, которая поставила Западную Русь в унизительную зависимость от Польши, римско-католической церкви и римского папы. Эту освободительную войну возглавил легендарный князь-воитель, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий. Он был сыном господаря Литвы и Руси Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны и принял православие (ему было около 20 лет) из политических соображений в 1341 году, когда был приглашен князем в Псков. В то время христианско-языческое двоеверие было присуще всем литовско-русским князьям.

Тот же великий князь Свидригайло, провозгласивший в 1432 году в Полоцке Великое княжество Русское, был крещен и в православие (Лев), и в католичество (Болеслав), оставаясь, судя по имени, язычником. О язычестве Свидригайло может свидетельствовать и его жестокая расправа над православным митрополитом Герасимом, который был сожжён в Витебске за связи с врагом Свидригайло польским ставленником великим князем литовским Сигизмундом.

Стоит заметить, что Великое княжество Русское было создано по всем правовым нормам того времени. Свидригайло был посажен «на великое княжение Русское» съездом западнорусских князей и поддержан полоцким вечем. При этом православных русских князей и полочан нисколько не смущало многоверие Свидригайло, чему удивляться собственно и не стоит. Ведь на западнорусских землях дохристианские славянские святилища действовали вплоть до конца средневековья, а языческие верования носили общее название «руска вера».

Так, согласно изысканиям белорусского археолога Э.М. Зайковского, исследовавшего славянский языческий комплекс возле д. Верховляны Берестовицкого района Гродненской области, «Верховлянское святилище» действовало вплоть до XVII века. Да что там Гродненщина! В Минске (ныне центр города, район стадиона «Динамо») до конца 1880-х годов(!) действующим было славянское языческое святилище, посвященное богу Велесу. Минские городские власти его закрыли по требованию православной и католической епархий лишь в канун 900-летия крещения Руси.

О том, что западнорусское освободительное движение на своем первоначальном этапе не имело выраженный религиозный характер, свидетельствует и история предводителя восстания 1508 года. Его возглавлял западнорусский князь Михаил Глинский, который был урожден в православии, но находясь на службе у императора священной Римской империи Максимилиана I принял католичество, что не помешало ему впоследствии добиваться воссоздания отдельного от Литвы и Польши Великого княжества Русского и перейти в подданство Великого князя Московского.

Приведенные примеры говорят не о какой-то чрезмерной религиозной беспринципности западнорусских князей, а о том, что для них в ту пору конфессиональная принадлежность в отличие от кровного родства не имела главенствующего значения. Это нашло отражение в известной формуле, принявших католицизм западнорусских вельмож, говоривших о себе, что они «веры польской, но рода русского».

Все изменилось после образования в 1569 году Речи Посполитой и особенно после Брестской церковной унии 1596 года, когда в польско-литовском королевстве стала проводиться политика подавления православия и ополячивания, в первую очередь, западнорусской знати. В то время оплотами русского самосознания становятся православные братства и казацкое движение. В период с 1596 года и вплоть до Полоцкого церковного собора 1839 года, вернувшего западнорусских униатов в лоно православной церкви, приверженность православной вере означало и отстаивание русскости, т.к. униатство было орудием ополячивания белорусов.

После окончательного решения униатского вопроса на первый план среди задач западнорусского движения вновь стало выходить национальное самосознание населения Белоруссии. И оно в конце XIX – начале XX века в подавляющем большинстве было русским, что нашло отражение в фундаментальном труде выдающегося слависта, академика Е.Ф. Карского «Белорусы». Показательно, что и на территории Царства Польского римско-католическое по вероисповеданию восточнославянское население относило себя к Руси.

Таким образом, в предреволюционные годы основной задачей западнорусизма было содействие укреплению национального единства всех ветвей русского народа, объединенного в рамках Российской империи.

После революции 1917 года в Белорусской ССР западнорусизм никак не вписывался в догмы «ленинской национальной политики» и как идейное течение был поставлен вне закона, начав возрождаться только после падения СССР.

На каких же основах призвана базироваться современная западнорусская идея? Во-первых, это общерусскость, т.е. национально-культурное и цивилизационное единство всех ветвей русского народа, исторической Русской земли, охватывающей современные Россию, Белоруссию, Украину и некоторые другие территории традиционного распространения русской культуры и проживания русского (восточнославянского) населения. Поэтому одной из основных задач современного западнорусизма является восстановление и развитие русской составляющей самосознания белорусов и общерусское идейное наполнение союзного строительства.

Во-вторых, современный западнорусизм должен носить светский характер. Как показывает история вопроса, религиозный фактор далеко не всегда играл главенствующую роль в идеологическом наполнении западнорусского движения. Тем более, было бы ошибочным делать его таковым в XXI веке. Надо учитывать, что в Белоруссии имеется немалое количество белорусов, относящих себя к неправославным конфессиям, и было бы верхом безответственности отдавать этих людей на откуп историческим противникам Руси. Поэтому при самом благожелательном отношении к православию, западнорусизм должен сохранять свою светскость.

И наконец, в-третьих, это демократичность. Исторически западнорусское движение опиралось на такие формы самоорганизации и самоуправления русского народа как вече, православные братства, казачий круг, земские собрания и городские думы. Поэтому современное западнорусское движение должно всемерно содействовать развитию демократических институтов белорусского общества и Союзного государства на началах традиционного для Руси народоправства.

Другие материалы по теме

Парламент Белоруссии призвал Госдуму заняться нормализацией отношений Минска и Москвы

Палата представителей и Совета Республики Национального собрания Белоруссии призвали Госдуму России объединить усилия и сделать все, чтобы взаимоотношения между двумя странами не вышли из конструктивного русла.

Закат Второй республики

Осматривая политико-экономический ландшафт республики, возникает ощущение, что та Беларусь, к которой мы привыкли за долгие годы правления А. Лукашенко, ушла навсегда.

Наблюдатели от СНГ признали выборы в Белоруссии открытыми, подчеркивают в МИД России

Замглавы МИД России Григорий Карасин и первый замглавы МИД Белоруссии Игорь Петришенко по телефону во вторник обменялись мнениями об итогах прошедших в воскресенье выборов главы белорусского государства.

Беларусь: Строим памятники «жестоким злодеям России»?

На радость белорусской оппозиции и при прямом финансировании государства скоро в Витебске появится памятник средневековому литовскому князю Ольгерду.

Закон о беспошлинных поставках нефти Белоруссии подписан Медведевым

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, предусматривающий изменения порядка таможенных платежей при экспорте нефти в Белоруссию, сообщает в понедельник пресс-служба Кремля.

Минск оплатил майские поставки газа, но должен за предыдущие четыре месяца $192 млн - Газпром

ОАО «Белтрансгаз» оплатило майские поставки российского газа в соответствии с контрактом, сообщает в среду управление информации ОАО «Газпром».

Инцидент с посольством РФ мог быть реакций антироссийских сил на конфликты Москвы и Минска - Затулин

Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин не склонен считать, что к инциденту у посольства России в Минске причастны белорусские власти.

Чего не понимает Александр Лукашенко?

Александр Лукашенко предложил «круглый стол» с представителям оппозиции, Евросоюза и России. Он сделал это не от хорошей жизни, ситуация в экономике такова, что на этот раз она действительно может выйти из под контроля.

Разговор на фоне долгостроя

Важно, отбросив эмоции, понять, почему нервничает Лукашенко. И говорит в последнее время такие вещи, которые, на мой взгляд, произносить не стоило - в его же собственных интересах.

Цена на российский газ для Белоруссии сохранится на уровне $132

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.