Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Улучшим закон о гражданстве!

Улучшим закон о гражданстве!  далее »
17.11.2017
15:20:54
Атамбаев прибыл в РФ с последним визитом в качестве президента Кыргызстана далее »
15:03:56
Лукашенко ратифицировал договор о Таможенном кодексе ЕАЭС далее »
14:58:40
МИД: РФ будет стремиться к введению безвизового режима с Грузией далее »
12:31:57
Чиновники будут поддерживать межконфессиональный диалог далее »
16.11.2017
15:50:00
Президент Киргизии расторг соглашение с Казахстаном о помощи в рамках ЕАЭС далее »
15:34:36
К 2040 году Кыргызстан должен стать парламентской страной далее »
13:16:25
СБУ подтвердила готовность к обмену пленными в Донбассе далее »
13:00:20
Парламентарии Молдавии одобрили изменение государственного языка с молдавского на румынский далее »
11:48:36
Глава ЛНР подтвердил готовность к обмену пленными далее »
15.11.2017
18:31:10
Верховный Совет ПМР поблагодарил Константина Затулина за дружественное отношение к Приднестровью далее »

Сегодня Утром выпуск 160 далее »

Вместе нам не сойтись? Право голоса далее »

Госдума одобрила продление срока возврата кредита Абхазией на шесть лет далее »

После разгрома. Террористы бегут на север далее »

США: голос России. Время покажет. Выпуск от 09.11.2017 далее »

Россия и США: время договариваться? Время покажет. Выпуск от 08.11.2017 далее »

Украина разрывает отношения? Время покажет. Выпуск от 08.11.2017 далее »

Страна / Россия

Западнорусская идея и Союзное государство

26.04.2012 13:53:43

Николай Максимович Сергеев

Научный сотрудник, представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь
перейти на страницу автора

Когда в декабре 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства, казалось, что работа по восстановлению общей белорусско-российской государственности будет происходить без особых задержек. Большинство белорусских и российских граждан поддерживали дело реинтеграции, а главы государств, по крайней мере внешне, выражали настроенность на воссоединение. Однако прошло уже почти полтора десятилетия, но общая государственность Белоруссии и России так и осталась в ряду до конца не осуществленных проектов.

Конечно, кое-что на ниве белорусско-российской интеграции все же делается, но вся эта работа относится к области экономики и социальной политики. До сих пор не произошло главного: белорусские и российские граждане не перестали воспринимать друг друга в качестве иностранцев.

В чем же причина такого, прямо скажем, не естественного положения вещей? По-видимому, дело в том, что белорусско-российская интеграция осуществляется, образно говоря, без руля и ветрил, т.е. без опоры на глубокую идейную основу.

Сразу после подписания союзного договора в Белоруссии было расхожим мнение, что в случае с Союзным государством речь будет идти о некой разновидности советской государственности. Но времена изменились, советская идеология безвозвратно ушла в прошлое и поэтому не могла стать гуманитарной основой нового союзного строительства. А если учесть, что все эти годы в Республике Беларусь в той или иной форме не прекращалась пропаганда не только государственной, но и национально-культурной отдельности белорусов от русского народа, то не стоит удивляться, что строительство Союзного государства топчется на месте.

Где же выход из создавшегося тупикового положения? Какая идея могла бы стать (с белорусской стороны) основой союзного строительства? Несомненно, что это западнорусизм, главное положение которого состоит в неотъемлемой принадлежности Белоруссии, т.е. Западной Руси к Русскому миру, а белорусов к русскому народу. Отсюда вытекает и основная задача, стоящая перед современным западнорусским движением – пробуждение и укрепление общерусской составляющей национального самосознания населения Белоруссии.

При этом важно подчеркнуть, что западнорусское движение является светским течением, хотя некоторые деятели, подвизающиеся на данном поприще, и пытаются придать западнорусизму едва ли не религиозный характер. Свою позицию они мотивируют тем, что в XIX веке выразителями западнорусской идеи в большинстве своем были лица духовного звания.

Но в то время такое положение было вполне естественным. Ведь за четыре столетия польско-литовского, римско-католического господства Западная Русь потеряла не только русскую знать, но и практически весь образованный слой. Поэтому и в XIX веке (особенно в его первой половине) фактически единственными образованными русским людьми в Белоруссии были православные священники. В связи с чем и сложилась традиция связывать возникновение западнорусизма с протестным движением религиозных диссидентов в Речи Посполитой в XVII–XVIII веках.

Однако такой подход вряд ли можно считать исторически правомерным, т.к. своими истоками западнорусское движение уходит значительно глубже, в последние десятилетия XIV столетия, и изначально носило не столько религиозный, сколько национальный характер. В конце 1385 года произошло первое вооруженное выступление западнорусской знати против заключенной великим князем литовским Ягайло Кревской унии, которая поставила Западную Русь в унизительную зависимость от Польши, римско-католической церкви и римского папы. Эту освободительную войну возглавил легендарный князь-воитель, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий. Он был сыном господаря Литвы и Руси Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны и принял православие (ему было около 20 лет) из политических соображений в 1341 году, когда был приглашен князем в Псков. В то время христианско-языческое двоеверие было присуще всем литовско-русским князьям.

Тот же великий князь Свидригайло, провозгласивший в 1432 году в Полоцке Великое княжество Русское, был крещен и в православие (Лев), и в католичество (Болеслав), оставаясь, судя по имени, язычником. О язычестве Свидригайло может свидетельствовать и его жестокая расправа над православным митрополитом Герасимом, который был сожжён в Витебске за связи с врагом Свидригайло польским ставленником великим князем литовским Сигизмундом.

Стоит заметить, что Великое княжество Русское было создано по всем правовым нормам того времени. Свидригайло был посажен «на великое княжение Русское» съездом западнорусских князей и поддержан полоцким вечем. При этом православных русских князей и полочан нисколько не смущало многоверие Свидригайло, чему удивляться собственно и не стоит. Ведь на западнорусских землях дохристианские славянские святилища действовали вплоть до конца средневековья, а языческие верования носили общее название «руска вера».

Так, согласно изысканиям белорусского археолога Э.М. Зайковского, исследовавшего славянский языческий комплекс возле д. Верховляны Берестовицкого района Гродненской области, «Верховлянское святилище» действовало вплоть до XVII века. Да что там Гродненщина! В Минске (ныне центр города, район стадиона «Динамо») до конца 1880-х годов(!) действующим было славянское языческое святилище, посвященное богу Велесу. Минские городские власти его закрыли по требованию православной и католической епархий лишь в канун 900-летия крещения Руси.

О том, что западнорусское освободительное движение на своем первоначальном этапе не имело выраженный религиозный характер, свидетельствует и история предводителя восстания 1508 года. Его возглавлял западнорусский князь Михаил Глинский, который был урожден в православии, но находясь на службе у императора священной Римской империи Максимилиана I принял католичество, что не помешало ему впоследствии добиваться воссоздания отдельного от Литвы и Польши Великого княжества Русского и перейти в подданство Великого князя Московского.

Приведенные примеры говорят не о какой-то чрезмерной религиозной беспринципности западнорусских князей, а о том, что для них в ту пору конфессиональная принадлежность в отличие от кровного родства не имела главенствующего значения. Это нашло отражение в известной формуле, принявших католицизм западнорусских вельмож, говоривших о себе, что они «веры польской, но рода русского».

Все изменилось после образования в 1569 году Речи Посполитой и особенно после Брестской церковной унии 1596 года, когда в польско-литовском королевстве стала проводиться политика подавления православия и ополячивания, в первую очередь, западнорусской знати. В то время оплотами русского самосознания становятся православные братства и казацкое движение. В период с 1596 года и вплоть до Полоцкого церковного собора 1839 года, вернувшего западнорусских униатов в лоно православной церкви, приверженность православной вере означало и отстаивание русскости, т.к. униатство было орудием ополячивания белорусов.

После окончательного решения униатского вопроса на первый план среди задач западнорусского движения вновь стало выходить национальное самосознание населения Белоруссии. И оно в конце XIX – начале XX века в подавляющем большинстве было русским, что нашло отражение в фундаментальном труде выдающегося слависта, академика Е.Ф. Карского «Белорусы». Показательно, что и на территории Царства Польского римско-католическое по вероисповеданию восточнославянское население относило себя к Руси.

Таким образом, в предреволюционные годы основной задачей западнорусизма было содействие укреплению национального единства всех ветвей русского народа, объединенного в рамках Российской империи.

После революции 1917 года в Белорусской ССР западнорусизм никак не вписывался в догмы «ленинской национальной политики» и как идейное течение был поставлен вне закона, начав возрождаться только после падения СССР.

На каких же основах призвана базироваться современная западнорусская идея? Во-первых, это общерусскость, т.е. национально-культурное и цивилизационное единство всех ветвей русского народа, исторической Русской земли, охватывающей современные Россию, Белоруссию, Украину и некоторые другие территории традиционного распространения русской культуры и проживания русского (восточнославянского) населения. Поэтому одной из основных задач современного западнорусизма является восстановление и развитие русской составляющей самосознания белорусов и общерусское идейное наполнение союзного строительства.

Во-вторых, современный западнорусизм должен носить светский характер. Как показывает история вопроса, религиозный фактор далеко не всегда играл главенствующую роль в идеологическом наполнении западнорусского движения. Тем более, было бы ошибочным делать его таковым в XXI веке. Надо учитывать, что в Белоруссии имеется немалое количество белорусов, относящих себя к неправославным конфессиям, и было бы верхом безответственности отдавать этих людей на откуп историческим противникам Руси. Поэтому при самом благожелательном отношении к православию, западнорусизм должен сохранять свою светскость.

И наконец, в-третьих, это демократичность. Исторически западнорусское движение опиралось на такие формы самоорганизации и самоуправления русского народа как вече, православные братства, казачий круг, земские собрания и городские думы. Поэтому современное западнорусское движение должно всемерно содействовать развитию демократических институтов белорусского общества и Союзного государства на началах традиционного для Руси народоправства.

Другие материалы по теме

Лукашенко высказывается за расширение сотрудничества в рамках Союза России и Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко призывает реализовать все положения Договора о создании Союзного государства, сообщает президентская пресс-служба.

Лукашенко перекрыл транзит российского газа в Европу

Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился перекрыть транзит российского газа через территорию республики в Европу, сообщают официальные белорусские СМИ.

Москва определила цену белорусской "стабильности"

Заявление о том, что Россия выделит 6 млрд. долларов кредитов, о которых якобы белорусский лидер договорился в личной беседе с президентом России, оказалось не совсем верным.

Посла Белоруссии в Москве отчитали за минский суд, который не отпустил задержанных россиян

Посол Белоруссии в Москве Василий Долголев во вторник был приглашен в МИД России в связи с ситуацией вокруг российских граждан, задержанных во время беспорядков в Минске 19 декабря.

Минск может признать Абхазию и Южную Осетию после Нового года - Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в ходе рабочей поездки в город Береза Брестской области, что белорусский парламент намерен рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии после Нового года.

Минск торгуется и выгадывает

Что не позволено Киеву, вполне по силам Минску: как заявил во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко, цена на российский газ для его страны в будущем году будет падающей. Причем падающей настолько, что вполне может сравняться с внутрироссийской.

Внешнеполитические позиции Москвы и Минска едины - Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко констатирует единство позиций России и Белоруссии на международной арене, сообщает в среду пресс-служба главы белорусского государства.

Встреча президентов в Сочи: первые итоги

Вчера в Сочи президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко провели первые за последние четыре месяца переговоры и обсудили накопившиеся за лето российско-белорусские проблемы.

Лукашенко приедет мириться?

С момента последней встречи Дмитрия Анатольевича и Александра Григорьевича, прошло уже около пяти месяцев. За это время наши государства пережили как «молочную войну», так и «дипломатический бойкот».

Выборы президента Белоруссии являются внутренним делом этой республики - Медведев

Президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что отношения с Белоруссией будут развиваться независимо от того, кто будет возглавлять эту республику, передают российские СМИ.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2017 Институт стран СНГ.